Что посеешь, то и пожнешь? Россельхознадзор посетил городские рынки

1467
Вести Воронеж

Теперь у огородников основная проблема - что посеять. И здесь определить, где качественный материал, а где вообще непонятно что - непросто. Проверить то, что сейчас предлагают на городских рынках, вышли инспекторы Россельхознадзора. Вооружились - компьютером. Существование сортов и гибридов овощных и цветов проверяют по госреестру селекционных достижений, обновляется он ежегодно. Как определить, что вырастет в итоге - пыталась понять Евгения Соседко.

Воронежцам предлагают вырастить, а потом и съесть - "сына краснощекого", самую известную пантеру или даже сигареты. Если верить этикеткам, это всего лишь абрикос, смородина и малина. Встречается в "рыночной природе" и нечто непривычное - йошта. Гибрид черной смородины и крыжовника. Всё это товар гостя с юга. Его процветающий бизнес в рекламе, похоже, не нуждается: "Ты вообще убери камеру, ты камеру убери, я говорю! Я документы потом покажу. Это общественное место? Я за общественное место плачу тут".

С инспекторами Россельхознадзора уроженец Дагестана вежлив - его уже штрафовали. Доказать, что торгует именно указанными сортами плодовых, ему и сейчас нечем. По бумагам - в ассортименте лишь декоративные культуры - туи и можжевельники.

Инспектор: "Вот саженцы и декоративные! Нет. Нет, не правильно написано. Тогда нам нужны, какие у вас еще документы? Вы во время регистрации должны были подтвердить о том, что у вас алыча является - "Кубанская комета". Для этого вы должны были обратиться в Россемцентр".

Еще всё это на воронежской земле вряд ли выживет. По виду саженцы южные - рослые и стволы толще. И значит, могут вымерзнуть. Другой торговец уверяет, у него плодовые местные - из Павловска. Берет у частника в сезон штук сто - по бартеру за выращенные лично розы. Инспекторы Россельхознадзора сомневаются и требуют, показать корни: "В нашей зоне будет она корневая система более разветвленная, более сильная. Это не наше".

Ее 40 соток в Каширском районе - поле для экспериментов. Татьяна Мотовилина рассказывает, семена и саженцы покупала и на рынках, и в питомниках. Говорит, всегда это лотерея. Вспоминает, в одном из именитых хозяйств под Воронежем ей вместо красной смородины продали белую. На этом разочарования не кончились.

Татьяна Мотовилина, садовод:

"Мы ее потом просто выкорчевали и все. А зачем она вот такая горох нужна - там горох, у меня горошины крупнее были, чем эта смородина. Самим надо выводить, самим соображать - вот и все. В любом месте можно на грабли наступить - купишь одно, получишь другое. Я один раз, помню, маме розы купила - я говорю, мам, это вьющиеся розы. Выросли два шиповника - розовый и белый".

Выписав протоколы, инспекторы идут за семенами. Здесь на прилавке - белорусские. Правда, что из этого взойдет на воронежских черноземах - неизвестно. Семена на испытания местным экспертам продавец не отдавал.

"Вам обязаны выдать будут протоколы испытаний. О том, что семена соответствуют нашим стандартам, нашим ГОСТам".

Спрос от этого не меньше. Даже на то, чего в природе быть не может. В ассортименте сорта и гибриды официально не существующие. Инспекторы Россельхознадзора прямо у прилавка с госреестром селекционных достижений сверяются. Таких "Продюсера" или "Пекинской радости" там нет. Результат проверок есть. С прилавков некоторые неопробированные семена - тех же огурцов - исчезли тоже.

Наталья Воронина, старший госинспектор управления Россельхознадзора по Воронежской области:

"Китайский жароустойчивый" и "китайский болезнеустойчивый", которые в большом количестве были в прошлом году, в данный момент на территории воронежской области в торговом обороте отсуствуют. Некоторые сорта включаются - например, "Золотой шар", который так же в течение долгого времени отсутствовал. Сорт томата, гибрид. Сейчас в настоящий момент его включили".

Продавцов штрафуют, наказать производителей сложней. Однако недавно крупную партию семян запретили к продаже и вернули. Петрушку из Краснодара признали опасной - оказалась с карантинным сорняком - амброзией. Еще в пакетиках может быть товар десятилетней давности. Срок годности год, но пишут всегда больше, отмечают в Россельхознадзоре. Тут, говорят, на цифры никто не смотрит. Огородники по-прежнему покупаются на яркие картинки.

Евгения Соседко и Павел Редькин