Бдительные воронежцы теперь юридически подкованы. Воевать с коммунальщиками учат на спецкурсе
В этой типичной пятиэтажке те же проблемы, что и в большинстве других. Отличие лишь в том, что здесь отстроена система контроля и с мнением жильцов коммунальщики считаются. Старшие подъездов совместно с председателем совета дома "отстояли" некоторые цифры в квитанциях, а теперь добились помещения, где будут стоять счётчики. Однако, до идеала далеко. Ремонта аварийной крыши требуют уже 8 лет. Не могут пока заставить магазины платить за свет, а не "висеть на шее" собственников.
Людмила Евстратова, председатель совета дома №70 по Ленинскому проспекту: "Если действовать в одиночку, просто, как председатель совета дома, то многие проблемы не решишь. Когда ты завязан с общественным движением, проблемы решаются легче. То есть, они решаются легче, с вами разговаривают уже по-другому на всех уровнях власти".
На это Людмила теперь твёрдо может рассчитывать. После окончания курсов "Жилищный контролёр" она получит корочку общественного инспектора. Впрочем, уже сейчас она почти эксперт, первые занятия начали с самых азов. Например, как привлечь жильца на собрание, если даже он грозит судом.
Светлана Кравцова, консультант главы г. Воронежа по вопросам ЖКХ: "Если вы его действительно не уведомили должным образом, он выиграет суд, а издержки лягут на кого? На ответчиков, на инициаторов общего собрания. - А как же его уведомить? - А вот теперь поговорим о том, как провести общее собрание".
Завышенные цифры в платёжках, отказ в капитальном ремонте, отговорки чиновников - обходить все эти подводные камни их учат юристы, экономисты, сотрудники управ и департаментов. Специалисты говорят, что и сами получают от слушателей полезную информацию. Например, убедились, что графа "общедомовые нужды" изрядно портит людям жизнь. Чаще страдают добросовестные плательщики со счётчиками. Им приходится платить за тех, кто льёт воду свыше нормативов. Но и тут есть выход.
Елена Лычагина, ведущий советник финансово-экономического отдела управления ЖКХ и энергетики Воронежской области: "Даже взять собственника, у которого отсутствует индивидуальный прибор учёта, постоянно ему напоминать. Я думаю, что, в конце концов, человек всё-таки придёт к выводу - я лучше поставлю индивидуальный прибор учёта, чтобы меня только оставили в покое".
Самое трудное, по словам организаторов, - вложить в головы мысль, что жильцы сами творцы благополучия. Ведь сельский житель кроме дома заботится и о дворе с огородом. А горожанин привык надеяться на государство.
Татьяна Головачёва, руководитель региональной общественной организации "Жилищный контроль": "И сейчас, когда он имеет в собственности жильё, он считает, что его прямая обязанность - содержать только квартиру внутри, а всё, что за дверью, его не касается. Вот это в корне не правильно. И вот здесь надо людям рассказывать - в чём их обязанности по содержанию жилья заключаются и на что они имеют право".
Сейчас учат руководителей и секретарей местных отделений общественной организации "Жилищный контроль". Их создано 39 - в каждом районе области, в Нововоронеже и 6 районах города.
Наталья Шермина, журналист: "Получив знания, первые слушатели этих курсов будут просто обязаны поделиться ими со своими коллегами или просто с жителями домов на местах. При желании они смогут организовывать собрания, где смогут отвечать людям на вопросы и даже участвовать в проверках жилищной инспекции по тем или иным проблемам".
Следующий этап - семинары в сельских районах. По статистике обращений граждан в общественные приёмные большая часть вопросов связана именно с ЖКХ. Тема востребована. А жители типичной пятиэтажки, скорее всего, получат реальный ответ - как, наконец, прервать восьмилетнее движение по кругу документов на капитальный ремонт.
Наталья Шермина, Павел Редькин