Колёса и копыта — история воронежского городского транспорта: от извозчиков до троллейбусов
172 авариями и 8 пострадавшими в ДТП отметила Воронежская область 22 сентября — Всемирный день без автомобиля. А ведь воронежцам предлагали на один день отказаться от личного авто и пройтись пешком, пересесть на велосипед или воспользоваться общественным транспортом. «Вести-Воронеж» решили вспомнить каким транспортом пользовались воронежцы за всю историю нашего города.
1. Первые бомбилы
Извозчики были единственными таксистами вплоть до начала XX века. Сегодня все знают, как заказать такси. Достаточно одного звонка или клика в мобильном приложении. А как «заказать» извозчика? Оказывается, сначала необходимо было отыскать дворника, который умел громко «по-разбойничьи» свистеть. Именно на этот залихватский свист и приезжала повозка.
2. Сорок мучеников
Если извозчиков можно назвать прототипом нынешних такси, то первым аналогом автобусов стали дилижансы или омнибусы. Еще их называли «сорок мучеников». Поездка в омнибусе не отличалась особым комфортом. Громоздкие кареты на колесах, обитых железом, на городских мостовых постоянно гремели, тряслись и раскачивались. Учитывая, что в некоторых моделях омнибусов вмещалось сорок пассажиров, злые языки переименовали их в "сорок мучеников". Досталось и самому слову «омнибус» — его переиначили в «обнимусь», поскольку пассажиров то и дело кидало в объятия друг другу.
3. Дохлая кляча.
Предшественником воронежского трамвая и одновременно первым массовым общественным транспортом Воронежа стали конно-железные дороги. Сокращенное название — конка. Её открытие состоялось 11 августа 1891 года. Основные линии были проложены по центральным улицам города — Большой дворянской и Новомосковской (ныне Плехановской). Транспорт был весьма затратным. Приходилось содержать ветеринара, закупать, доставлять и где-то хранить корм для лошадей. Кстати, случаи, когда лошадь изнемогала или умирала во время движения - не были редкостью. Поэтому приходилось держать запасных лошадок. В зимний период времени движение вагонов по рельсам прекращалось. Вместо них использовались сани.
4. Рельсы-рельсы….
В августе 1866 года российское правительство разрешило строительство железной дороги Козлов (ныне Мичуринск) — Воронеж. 20 декабря 1867 воронежцы смогли увидеть прибытие первого «пробного» поезда. Через год железнодорожные линии соединили Воронеж с Москвой. Железнодорожная станция в Воронеже была торжественно открыта 30 января 1871 года.
5. Встретились два одиночества.
К 1907 году в губернском городе Воронеже было всего два авто. И, конечно, они умудрились столкнуться. Инцидент произошел на Большой Дворянской. Краеведы выяснили, что столкнулись автомобиль господина К. Веретенникова «Делонэ-Бельвиль» — французского производства, с открытым верхом и автомобиль, принадлежавший местному коммерческому банку. Счет авариям в Воронеже был открыт.
В 1911 году в Воронеже было зарегистрировано 11 автомобилей. Среди них и единственный в городе квадроцикл (мотоцикл на четырех колесах) французского производства, который принадлежал Анатолию Дурову - основателю известной во всем мире цирковой династии.
Что касается отечественных авто, то в 1909 году в серию вышла машина Русско-Балтийского завода «Руссо-Балт». В 1913-м авто этой марки проходили через наши края с автопробегом по центральным районам России. Одним из первых поддержал отечественный автопром известный математик и наш земляк А.П. Киселев, купив себе «Руссо-Балт».
6. Родина Кисы
В романе «12 стульев» герои в поисках спрятанных сокровищ отправляются в городок, который Ильф и Петров окрестили Старгородом. В родном городе Кисы Воробьянинова и происходит долгожданное событие – открытие настоящего местного долгостроя – трамвайного движения. Есть версия, что в романе описывается пуск именно воронежского трамвая.
Созвучие в названиях улиц, присутствие московского корреспондента и местная газета «Старгородская правда», в которой регулярно выходили статьи «Как строим, как живем», «Гигант скоро заработает», «Скромный строитель» и далее, в том же духе. 16 мая 1926 года в Воронеже по маршруту «Вокзал — Маслозавод» на линию вышли 4 трамвайных вагона. Состоялся торжественный митинг и концерт. Интересно, что с появлением трамвайного движения связано появление первых правил дорожного движения в Воронеже.
7. Первый рогатый
В нашем городе «рогатый транспорт» появился 1960-м. Его движение было открыто 6 ноября – после торжественного митинга и перерезания красной ленточки. Первый троллейбус вывел на воронежские улицы Герой Советского Союза Дмитрий Лебедев. В годы Великой Отечественной войны он был летчиком. После увольнения в запас Лебедев трудился в троллейбусном парке № 1.