Наказывать страховщиков за отсутствие электронных полисов будут только с 2017 года
Центробанк грозит страховым компания отзывом лицензии в случае, если они не начнут массово продавать электронные полисы с января 2017-го.
Впрочем, для начала лицензию могут только ограничить или оштрафовать. Возможность покупать электронные полисы у воронежцев появилась прошлым летом – можно сказать, в теории – до сих пор оформить страховку он-лайн могут только самые настойчивые. А водители к тому же жалуются на то, что в последние месяцы и в офисе полис просто так не получить.
Заканчивается страховка – бери пару дней отгула, советуют воронежские «бывалые» автолюбители. Либо готовь дополнительно к страховке несколько тысяч рублей – на страхование жизни или услуги посредника. Здесь, в одной из популярных страховых компаний занимают, говорят, с 6 утра, в день, заметили – проходит человек 20
Модат Агаларов, автолюбитель:
«Приехал вчера до обеда, отстоял очередь до вечера и никакого движения, сегодня по новой пришел. Опять там 35-й по очереди стою».
Альтернатива – полис он-лайн. Павел Иевлев как раз хотел воспользоваться этой возможностью – пытался купить электронное ОСАГО 2 дня. За компьютером в общей сложности провел 8 часов. У большинства компаний, по наблюдению Павла, функция заявлена, но не работает. В итоге одну из машин застраховать удалось с сотой попытки, вторую страховку пришлось оформлять оффлайн.
Павел Иевлев, автолюбитель, редактор интернет-издания для водителей:
«Дело в том, что в базе РСА, которая только-только начала работать толком, очень много ошибок. У меня проблема со второй машиной оказалась с том, что это Кайрон Ссан Йонг, и у меня в полисе предыдущего страхователя Ссан Йонг написано двум словами, а в базе РСА Ссанйонг пишется одним словом. Выдает ошибку «модель не соответствует техническому паспорту»
В Российском союзе автостраховщиков уверяют – трудности временные, страховые компании активно внедряют новую опцию, по стране оформлено 138 тысяч электронных ОСАГО. В Воронежской области он-лайн продано 5,5 тысяч полисов. А если оформить дома за компьютером не получилось, а денег на навязанные услуги жаль, советуют покупать так называемые «допы», а потом отказываться.
Михаил Порватов, начальник управления методологии страхования РСА:
«Сейчас введен так называемый период охлаждения, введен был правилами профессиональной деятельности РСА, затем указом ЦБ, в соответствие с ним в случае страхование добровольных видов страхователь может его расторгнуть и страховщик обязан вернуть деньги».
Эта система вступила в силу окончательно – со 2 марта этого года, действует просто – в течение нескольких дней, купив полис ОСАГО вместе, например, с полисом страхования жизни, любой воронежец имеет право расторгнуть договор о навязанной услуге. Правда, для этого предстоит отстоять еще одну очередь и вступить в прямой конфликт со страховщиками – решаются на это единицы.
Страховщики уверяют – продавать ОСАГО становится все невыгоднее. Игроков, выдающих такие полисы, за последний год стало меньше на треть. Поэтому оставшиеся принимают так называемые «ограничительные меры» – продают меньше полисов. А электронная альтернатива и вовсе пугает неизвестностью.
Артем Цыганков, директор страховой компании:
«Мы точно заранее понимаем, в чем минусы – мы не видим клиентов, мы не имеем возможности посмотреть автомобиль, мы не имеем возможности увидеть этого клиента, может быть, уже произошло ДТП в тот же день, когда он оформляет полис он-лайн. Вопросов пока к оформлению полисов он-лайн много».
На разрешение вопросов у страховых компаний остается меньше года – потом наличие услуги на сайте станет обязательным.
Наталья Зубкова, Павел Редькин, Евгений Шахов.