Каких свиней подкладывают покупателям воронежские уличные торговцы?
Чёрное время для азартных рыбаков. С завтрашнего дня в области ловить можно только с берега, на удочку с одним крючком. Из-за нереста запрет на добычу водно-биологических ресурсов и использование маломерных судов будет действовать до 1-го июня. Что сейчас ловится в регионе, где и как продаётся, сегодня проверили сотрудники Россельхознадзора и Рыбоохраны. Оказалось, на улицах в основном торгуют потенциально опасным живым товаром – часто документов на рыбу нет.
Рыбное место в Воронеже – на суше, прямо на Остужевском кольце. В этом фургоне, покупатели говорят, щука и плотва водится. И в рекламе, похоже, товар не нуждается. Скромная вывеска «Живая рыба» с тента исчезает, едва продавцы видят камеру. Для инспекторов Россельхозназора и Рыбоохраны лавочка тут же закрывается на замок.
«– А что вы хотели? Посмотреть на Вашу рыбу мы очень хотели. У нас её нету. Почему вы обманываете, вы регулярно здесь торгуете рыбой, которая у вас сейчас здесь. У меня нет никакой рыбы. В моей машине – что хочу, то и делаю. И что хочу, то и вожу».
Впредь инспекторы обещают, ловить на живца. За рыбой в эту мобильную лавку скоро придут тайные покупатели.
Тут живого товара – пруд пруди. По накладным – сотня штук, рыба большая и маленькая, карп и карась. Их природа для инспекторов Россельхознадзора – загадка. По одним документам – рыба из Липецкой области, по другим – из Верхнехавского района. Внешний вид товара проверяющих не смущает, а вот законность витрины сомнительна – бумаг, разрешающих торговлю именно здесь, нет.
«– С нас за место берут за целый месяц. – Кому вы платите? – Вот директору магазина. Полностью платим, зачем тогда мы платим».
Торговля рыбой может обернуться даже тюрьмой, если товар краснокнижный. Такой, говорят, на прилавках не купишь, только из-под полы. Специалисты уверяют, охраняемых пород в Воронежской области целый перечень. Есть и те, что в «Красной книге» России. И такая рыбка для рыбака точно станет золотой – по штрафам.
Александр Золотых, начальник Верхнедонского отдела Рыбоохраны:
«Стерлядь – это Богучарский район, выше по течению. Ну, там есть и менее известные виды – украинская минога. 835 рублей – это как в качестве примера, за одну стерлядочку. Достаточно уже выловить одну стерлядочку, чтобы попасть не в правонарушители, а в лица, которые привлекаются к уголовной ответственности».
Воронежские рыбаки уже поплатились – правда, пока за электроудочки – штрафами больше сотни тысяч рублей и условными сроками. А самым опасным товаром по негласному рейтингу Россельхознадзора на таких прилавках остается свинина. Ассортиментом инспекторы снова не довольны.
«– Всё в крови. Где-то дома забили, убили. Сюда привезли без всякой ветсанэкпертизы. Это вы не трогайте, это моё. Вот это мясо у вас чье? Вы сейчас скажете Бобровское. Нет, Нововоронежское».
Покупатели документов, конечно, не спрашивают. У этих прилавков инспекторы советуют, обращать внимание на цвет. Чем свинина красней, тем меньше шансов, что убой промышленный. Разобраться в море такой рыбо-мясной продукции можно даже на глаз – инспекторы делятся, как проверить свежеть прудового товара.
Сергей Пелипенко, старший госинспектор Управления Россельхознадзора по Воронежской области:
«Жабры должны быть розового цвета, светлые, ну, и дальше по внешнему виду. Когда мы пробуем руками рыбу, сразу можно понять она свежая или нет. Свежая – она упругая, скользкая. На мясе мы сразу обращаем внимание на то – клейменое мясо или нет. Слово «домашнее», на самом деле, это небезопасная свинина. Мы не знаем её проихождения».
Быть бдительней Россельхознадзор особенно призывает в ближайшие пару недель. Перед майскими праздниками – в сезон шашлыка – инспекторы ждут бума такой уличной торговли. И тут уж продавцы обычно норовят подложить покупателям свинью – в самом негативном смысле.
Евгения Соседко, Павел Редькин