Любимцы и боевые товарищи. В Воронеже прошли соревнования среди кинологов
Лучшие носы центра России съехались в Воронеж. Четвероногие нюхачи вместе со своими хозяевами – сотрудники таможен и участники отборочного этапа чемпионата страны по многоборью среди специалистов – кинологов. Сегодня назвали победителей.
Десятки легковушек, автобусы и грузовики тут напичканы героином и амфетамином. Точнее – лишь запахами наркотиков. Уловить их главные таможенные носы торопятся. До старта нюхачей к транспорту не подпускают. Уже на состязаниях кому, у какой машины водить носом, решает жребий. Псы виляют хвостами и явно стараются – на поиск пять минут.
«– Нюх!»
Они вот так балансируют под капотом, запрыгивают в багажники и обнюхивают днище. Нос собаки суют, куда их таможенники просят. Машину обследуют вдоль через правый край. Если пес ложится, скребет лапами и лает – это сигнал. Но иногда собачьего зова люди не понимают. В итоге – остаются с носом, закладку не находят.
« – Собака была там, и она просто не могла лечь. Ей было неудобно!»
Самые востребованные таможенные носы – лабрадоры, бельгийские и немецкие овчарки. В основном – не старше девяти лет. Собаки эти домашние – на службу ходят вместе с хозяевами. Тут такие напарники им только мешают, уверены судьи. Командами четвероногих часто сбивают, те же двери и окна авто не открывают вовремя.
«– Она перевозбудилась, большое запаховое облако. Машину надо проветривать, зайди в машину – жара».
Гурону из Лазарей, на службе просто Жу – ни жара, ни непривычный запах амфетамина не смущают. Обойдя машину, уже через полторы минуты по месту закладки яростно скребёт лапами. Этот нос на службе проверяет поезда и посылки. И как пахнут наркотики, овчарка знает не только по учёбе.
Юрий Тенитилов, старший специалист кинологического отдела Брянской таможни:
«В декабре месяце мы нашли в почтовых отправлениях 200 кило марихуаны. Они были в трёх посылках. Для неё благодарность – это ласка. Я её люблю, она меня любит – но она поигралась немножко. Но ей лучше, чтобы её гладили, она у меня ревнивица, ко всем ревнует, к детям, к жене».
Отношения в тандеме – ещё один этап состязаний. Под дождём проверка послушания кажется ещё более самоотверженной. По команде собаки садятся в лужи – но только в прямом смысле. Демонстрируя выучку, с напарников не сводят глаз.
Самое отвлекающее внимание упражнение – вот этот хоровод. Официально оно называется «группа». Собаку буквально окружают, проверяя не только послушание, но и стрессоустойчивость. Пёс не должен проявлять агрессию. Кольцо сужается, но четвероногие таможенники даже ухом не ведут. На толпу не реагируют, и, значит, с заданием справляются.
На выстрелы тоже – ноль внимания. Такое таможенное воспитание. Кстати, самой сложной в исполнении тут считают банальную команду: «Сидеть!» Во время испытания звучит раз 20-ть. Судьи и тут не к собакам, а к кинологам суровы.
«– Когда поводок отстёгиваете, поводок должен быть на шее или в кармане. Он у вас на протяжении всех упражнений оставался в руках».
Олег Анищенко, судья соревнований, начальник кинологического отдела Красноярской таможни:
«И собака и проводник – они очень похожи, они идут одинаково, у них мимика одинаковая, у них эмоции одинаковые, поэтому, скотина вся в господина. Хорошо понимают друг друга, знают предмет свой, что они делают. И я получил эстетическое удовольствие от работы проводников и собак. Очень хорошие результаты были в помещении, на грузовом транспорте».
Самые послушные и тонко чувствующие собаки служат в таможнях Белгорода, Брянска и Воронежа. Но им регалии, похоже, ни к чему – самим процессом состязаний и обещанными маленькими наградами уже довольны.
«– Свою колбасу ты получишь!!!»
Евгения Соседко, Павел Редькин