Корреспонденты «Вести-Воронеж» побывали на масштабных раскопках вахты памяти
Почти 300 поисковиков работают сейчас в Острогожском и Каменском районах. Поднимают останки военнопленных, которые погибли во время строительства, так называемой, «Берлинки» – немецкой железной дороги.
Работают поисковики в рамках Всероссийской вахты памяти «Весна 2016». Они приехали сюда из Ульяновской области, Москвы, Воронежа и других регионов.
Те, кто захоронен здесь – жертвы дороги-людоедки. Так важную для немцев железную дорогу прозвали ещё во время войны. Ветка нужна была фашистам для нападения на Сталинград. Строили её силами военнопленных.
Виктор Стрелкин, краевед:
«На территории, соприлегающей к этой дороге, по предварительным только данным, похоронено в лагерных кладбищах более 10 тысяч наших советских граждан и мирного населения, потому что немцы сгоняли сюда с близлежащих деревень и посёлков женщин, стариков и детей».
Каждый день здесь гибли сотнями. Не только из-за тяжёлой работы. Те, кому удалось выжить, рассказывали, что ели мясо больных и павших лошадей.
На этом месте как раз и было что-то вроде кладбища. Погибших сбрасывали сюда и слегка присыпали землей. Останки находят уже на глубине 20-30 сантиметров.
Анна Белоглазкина, журналист:
«Личность погибших обычно узнают, когда находят рядом с ними именные вещи. Это могут быть медальоны или подписная посуда. Во время этих раскопок с такими находками пока не встречались. Поднимают разве что предметы амуниции: пуговицы, пряжки или подошвы от солдатских ботинок».
В основном тут останки молодых людей. Большинству было не больше 20 лет. Их возраст определяют по хорошо сохранившимся зубам. Нашли и череп с металлическими. Этот человек, скорее всего, был старше. Возможно офицер. Для немцев, независимо от званий, все были рабочей силой.
Михаил Сегодин, руководитель поискового объединения «Дон»:
«На данном объекте работает сейчас 40 человек. Обнаружили вот эти первые захоронения. По количеству захороненных здесь получается около 200 человек».
За всё время поисков в этих местах только 8 человек удалось опознать по личным вещам. Большинство же погибших так и останутся неизвестными. Их перезахоронят в братской могиле в канун 9 мая.
Анна Белоглазкина, Александр Рудик