Новые и хорошо забытые старые места отдыха Воронежской области

Провести отпуск, не выезжая за пределы Воронежской области – идея для настоящих романтиков, потому что скучно точно не будет. Заповедная природа, места, о существовании которых вы наверняка даже не догадывались – об этом специальный репортаж Натальи Зубковой.

230 километров от областного центра – в царство дикой природы. Хопёрский заповедник – пойма реки, 16 гектаров леса, 400 озёр. Здесь нужно быть незаметным, чтобы, если повезёт, заметить обитателей леса. Впрочем, для этого стоит остаться на несколько дней.

Лоси и косули, рассказывают местные жители, по утрам иногда выходят к жилью. Пугливые копытные чувствуют себя в безопасности. Хищники, например, барсуки, выходят из нор почесать пузо только ночью. С заходом солнца начинается время охоты – и весёлых игр с детёнышами. В 50-х здесь даже пытались заселить зубров, но эксперимент провалился.

Для туристов есть выбор – экскурсия в 50 километров на автобусе или в 5, но пешком. Животные в летнюю жару уходят в чащу, но следы из пребывания остаются.

Увидеть самого охраняемого здесь зверя воочию почти невозможно – даже научным сотрудникам это удается редко. Выхухоль – осколок мамонтовой фауны, бывшая соседка шерстистого носорога – она одна в нашей местности пережила таянье ледников и приспособилась к новому климату. Зверьку, напоминающему крота, 1,5 миллиона лет. Правда, осталось их всего около 50. Норы сотрудники знают наперечёт – выхухоль очень постоянна. Например, вот эта нора здесь уже лет 40.

А вот рядом с ней же – хищник, что-то вынюхивает. Лисы не охотятся на выхухоль, но в присутствие чужака реликтовый зверь не покажется.

Учёные ищут нор выхухоли на берегах озёр, вот таким щупом прокалывают землю. Если проваливается, значит под землёй ход. Питается зверек исключительно моллюсками.

Наталья Марченко, старший научный сотрудник Хопёрского заповедника:

«Это зверь, который весь состоит из тайн. Любимые её корма – это ракушки, причём, ракушки извитые, прудовики, она из великолепно выдёргивает. Она на какую-то точку нажимает, сфинктер ослабляется, и она просто выдёргивает. И вот эту ракушку, она пустая и она плавает».

Чтобы пойти по следам выхухоли, нужно получить разрешение в администрации заповедника. Там же найдут место в гостинице или предоставят на сутки домик на кордоне – и остаться наедине с заповедной природой. Условия готовы создать и для байдарочников – место для стоянки и даже готовые дрова, чтобы не рубили лес.

Для любителей гребли это один из самых красивых маршрутов. Всего инструкторы предлагают воронежским туристам около 30 вариантов походов, обычно рассчитанных на пару дней. От клиентов, говорят, отбоя нет – в неделю у каждой компании, которая организовывает мини-туры по рекам – по 150 новых «гребцов». Инструкторы обеспечивают туристам походный олл-инклюзив – еду, воду, снаряжение.

Олег Молчан, директор центра активного туризма:

«Битюг очень популярен, Хопёр, Ворона, Тихая Сосна в районе Дивногорья, вот такие маршруты, речки небольшие, симпатичные».

Лодочные маршруты разработали и в Воронежском биосферном заповеднике – во время этих туров можно будет, обещают, увидеть диких животных. Хотя и просто лес здесь тоже стоит увидеть – на одном квадратном километре может быть флора разных широт.

Елена Стародубцева, заместитель директора Воронежского биосферного заповедника:

«Сейчас мы стоим посреди такой остепнённой полянки, где растут степные виды: ракитник русский, ковыль встречается. А вот пройдём буквально несколько шагов и мы с вами попадаем в таёжную уже зону и видим здесь такие растения как можжевельник, черника».

Воронежский заповедник – единственное место, где в регионе растёт черника. Найти её можно там, где темно и сыро – например, на вполне таёжных сфагновых болотах. Там же растёт хищное растение, знакомое каждому любопытному школьнику – росянка. Она питается насекомыми, которые прилипают к её покрытым нектаром усикам. Этой мухе не повезло – скоро цветок свернётся в трубочку и переварит несчастную.

Заповедные тропы для посетителей закрыты – а вот с местной фауной можно познакомиться максимально близко – вид, который был восстановлен благодаря усилиям сотрудников именно Воронежского заповедника, приручен и готов к общению.

Главных символов Воронежского заповедника здесь на всей территории около трехсот, 50 из них рождаются и живут всю жизнь в неволе в питомнике. Вот этому чуду около месяца, но понять, мальчик это или девочка можно будет только через 1,5 года – у бобров нет вторичных половых признаков, которые можно было бы заметить.

Мать пока кормит малышей молоком и почти по-человечески делает сама себе массаж. Нам удалось услышать даже голос бобра – они пищат – совсем как новорожденные младенцы.

Животных покрупнее, которых просто так в природе не встретишь, есть шанс рассмотреть в деталях в питомнике «Червлёный яр». Здесь можно увидеть северного оленя без саней и Деда Мороза, потрогать за рога яка и покормить яблоком лошадь. В просторных вольерах семья бизонов, пятнистый олень, лама, муфлон, кабаны, обычно с целым выводком детёнышей. Добраться до зоопитомника можно автомобилем, или на велосипеде. Это один из самых коротких маршрутов.

С появлением организованного движения «ВелоВоронеж» в городе появились обкатанные тропы, где можно вдоволь покрутить педали.

Евгений Чуриков, велосипедист:

«Есть много у нас красивых, очень красивых мест: Дивногорье, Сторожевое, Кривоборье, Рамонь, в Липецкой области также есть Воргольские скалы. Бывает, едешь по какой-то деревне, нас человек 30, допустим, на велосипедах, и деревушка, и если нас сельчане видят, они сразу оборачиваются».

Популярное место – излучина Дона на границе с Липецкой областью. На выходные собираются человек по 30, а то и 50 – ехать готовы даже за 70 километров от города.

Петропавловский район знаменит не только своими ранними арбузами, но и наличием собственной пустыни, почти 200 гектаров барханов из кварцевого песка, совершенно нехарактерный для Черноземья климат. Здесь экстремально жарко днём, но как только заходит солнце, становится холодно. Название этому месту дал Василий Песков – Донская Сахара.

Знакомство с ней начинается неожиданно – на бархан выходишь прямо из смешанного леса. Его здесь посадили в 50-х, чтобы сдержать разрастание песков – до революции окрестные деревни во время песчаных бурь засыпало под самую крышу.

Лина Попова, редактор районной газеты:

«Настоящим бедствием эта пустыня стала в начале ХХ века, когда ветер, так называемый, «афганец» мог заносить песком и дома, и огороды, людям было очень сложно что-то выращивать. Определённой версии нет, естественного происхождения. Была исключительно пустыня, пока её немного не укротили».

Дюны здесь то и дело меняют рельеф – тонны песка ветер переносит с места на место, создавая новый ландшафт. В жару здесь настоящее пекло, до +50, и, говорят местные жители, даже можно увидеть миражи. Приезжают сюда в основном путешественники по дороге на юг и молодожёны – ради хороших снимков. Или просто почувствовать себя ребёнком в огромной песочнице.

Юг области настольно не хожен туристами, что открытия на каждом шагу. Например, один из 50 с лишним донских пещерных храмов – о нём знают только местные жители.

Это один из самых неизученных пещерных комплексов в области, попасть сюда можно только через вот эту дырку, хотя говорят, там несколько ярусов и внутри очень интересно. Ну, поехали.

Пещеру раскапывает глава поселения и бывший учитель истории вместе со школьниками. Они уверены – внизу есть второй ярус, к нему ведут несколько засыпанных ходов.

Сергей Шевцов, глава Песковского сельского поселения:

«Вот это помещение, в котором мы стоим, это именно место самой церкви, потому что дальше по подобию церкви для крестного хода у нас идут ходы в виде бабочек, если мы пойдём направо, увидим келью единственную, в которой могли проживать монахи».

О том, что это храм, узнать можно по выбитым в меловой породе крестам и паре икон, возможно, внутри были другие надписи или орнаменты, но они надёжно спрятаны под автографами местной молодёжи. Церковь и монастырь, рассказывают старожилы, существовали здесь вплоть до 30-х годов, потом в пещерах скрывались бандиты, они же взорвали часть помещений.

Сюда приезжают, чтобы подышать степью и прикоснуться к самой древней истории. Пройти, например, по дну моря – 400 миллионов лет назад, здесь, вероятно, была впадина. После себя море оставило мощные меловые отложения – слой мела здесь достигает 100 метров в глубину. Склоны меловых холмов состоят из кокколитофоридов и фораменифор – древнейших водорослей и корненожек. Рассмотреть их можно только под микроскопом. А вот раковины доисторических моллюсков найти можно. А ещё здесь особый запах степи – пока идёшь по стандартному экскурсионному маршруту – около 2 километров успеваешь им пропитаться.

Игорь Назаров, старший научный сотрудник музея-заповедника Дивногорье:

«Чтобы увидеть красоту растительного мира, надо приезжать сюда в конце апреля, когда цветёт горицвет весенний, или адонис, также хорош для посещения музей-заповедник в мае-июне месяце, когда цветёт ковыль перистый, из него смотрят стрелы шалфея поникающего».

Тысячи лет назад здесь обитали современники реликтовых растений – древние лошади. Их останки, а так же – следы древнего человека, который на них охотился, сейчас ищут археологи. Во время прошлогодних раскопок в общей сложности нашли более 70 особей. Костям 13 тысяч лет – это подтвердил радиоуглеродный анализ.