Поисковики поднимут легендарный самолёт лётчика Николая Лысенко со дна Усманки
Легендарный самолет, потерпевший крушение на Кожевенном кордоне 74 года назад, начали доставать из Усманки.
Напомним, поисковики подтверждают легенду старожилов – на этом месте в 1942 году потерпел крушение лётчик Николай Лысенко, ему местные жители установили памятник, а вот саму боевую машину нашли только сейчас. Работать поисковики начали ещё в начале сентября, тогда достали стойки шасси, часть крыла. Теперь надеются поднять истребитель полностью. Что удалось сделать во время первых погружений – в материале нашего корреспондента.
Подробности авиакатастрофы, которая произошла здесь 2 октября 1942 года, поможет узнать дно реки Усманки. Истребитель опытного советского лётчика Николая Лысенко был в этом районе подбит немцами и упал прямо в воду. Недалёко находились лесники, они и рассказали о случившемся. И в этом же году на берегу появилась символическая могила, позже установили мемориал. Однако тело советского героя так и осталось лежать под водой.
Подтвердили это и недавние спуски водолазов. Во время одного из них обнаружили тело лётчика, пристегнутого ремнями в кабине. Теперь его планируют поднять и похоронить с почестями. Правда, первой находкой стал современный фонарик, который чуть раньше потеряли сами поисковики.
«– Ну, вот, а ты переживал».
Эту фотографию перенесут на памятную плиту, которую хотят установить здесь. На ней совсем молодой Николай Лысенко – выпускник школы пилотов. Таким его запомнили родные и сослуживцы, старшему лейтенанту было 24 года.
Валерий Чернышов, эксперт по авиации поискового объединения «Дон»:
«Всё подтверждается, и вот номерные детали и сейчас продолжают доставать нам. В частности, сейчас фрагмент мы доставали – номер мотора там. Выбит номер мотора. Вот он: 145-459. Это номер мотора М-105, который стоял на этих вот самолетах, на ЛаГГ-3, истребителях».
Самолет, на котором летел Лысенко – одноместный истребитель ЛаГГ-3. Фюзеляж деревянный. Кроме сосны, в силовом наборе использовали липу и ясень. Все детали соединяли без использования гвоздей и шурупов. В этой конструкции были недочеты из-за рекордно коротких сроков разработки. По боевым характеристикам он уступал немецким машинам.
«– Фрагмент бензопровода, может, масло. Трудно сказать».Чтобы поднять останки из-под воды, грунт на дне размывают. Прежде, чем добраться до основных фрагментов машины водолазам нужно поднять то, что лежит сверху. Каждые несколько минут – очередная находка.
Первая крупная деталь всплыла через три часа поисков. Со дна подняли хорошо сохранившийся пулемёт с патроном в стволе. Судя по тому, как оружие согнулось, поисковики предположили: по летящей над Усманкой машине ударили сбоку.
«– 67.
– Ну, вот, видите, патроноприёмник. Когда лента подавалась из ящика патронного. Выброс был с другой стороны».
Итогом первого дня поисков стали фрагменты обшивки самолета, часть лонжерона, патроны. Истребитель пролежал под водой 74 года и для такого срока хорошо сохранился. Двигатель, кабину, а самое главное – тело пилота, здесь планируют поднять со дня на день.
Анна Белоглазкина, Дмитрий Овчинников, Андрей Куцов
«Вести-Воронеж» знают, как вам удобнее получать новости Воронежа. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Telegram и Twitter. Подписывайтесь!