Разбор полётов: Кто и как управлял Воронежем последние 20 лет
Пока воронежцы решают, как выбирать мэров, мы вспомнили, кто уже занимал этот пост. Их принято обсуждать и осуждать, однако именно эти люди создали Воронеж таким, какой он есть сейчас.
«– Как на княжеский на трон начался охот сезон! Кандидатов этак триста – либералы, коммунисты, кто-то – Сталин современный. Кто-то – чемпион ушу! В общем, стали постепенно вешать на уши лапшу!»
Слова из этого неловко склеенного мультфильма заставили улыбнуться не одну сотню воронежцев. Такими народ увидел выборы мэра в 2013 году, и они, вероятно, могут оказаться последним общенародным голосованием за главу города.
Накануне этого Воронежем руководил предприниматель Геннадий Чернушкин. В деле управления мегаполисом он прославился отказом от мэрской зарплаты и еженедельными планёрками, для которых старательно выбирали вдохновляющий девиз. Ну и поддерживал в горожанах дух патриотизма – как мог.
«– Жили книжные дети, не знавшие битв, изнывая от детских своих катастроф».
Правда, исполнял обязанности он не долго, чуть больше трёх месяцев.
«– Но преемник из купцов убежал – и был таков!»
Миллиардер оказался в кресле мэра после того, как его предшественник Сергей Колиух, состоявший в должности с 2008 года по 2013 год, неожиданно засобирался в отставку. При нём Воронеж активно поглощал пригородные посёлки и благодаря этому официально стал городом-миллионником. Но с региональными властями отношения не заладились.
Сергей Колиух, экс-мэр г. Воронежа:
«Я считаю, что сегодня есть достойные люди, которые завтра начнут работать, которые имеют высокий профессиональный уровень, то, что начато, будет ещё с большим успехом продолжено».
До Колиуха главный кабинет мэрии занимал Борис Скрынников, с 2004 года по 2008 год. Победа на выборах удивила, прежде всего, самого победителя – на тот момент депутат хотел лишь «засветиться» перед выборами в областную Думу и не был готов к новой должности, говорят эксперты. Но раз уж так повезло, градоначальник развернулся.
В итоге СМИ обвиняли его в разбазаривании городского хозяйства, а подчиненных он поражал оригинальными способами решения проблем. Например, в одну из зим он отправил своих коллег на мороз: убирать снег на городских улицах.
Борис Скрынников, экс-мэр г. Воронежа:
«…У нас дворников не хватает… Вот, пусть чиновники примерят на себя эту должности и соотнесут свои зарплаты с зарплатами дворников».
Предшественник Скрынникова Александр Ковалёв пробыл в должности с 2000 года по 2003 год. Ему приписывают авторство таких слов: «Воровать-то, пожалуйста – воруйте, но совесть элементарную иметь надо». И он много конфликтовал с областной властью. Тем более, что воронежцы тогда активнее выходили на многотысячные протестные митинги.
Александр Ковалев, экс-мэр г. Воронежа:
«Вот эта кропотливая работа давления, с жестокостью, с жёсткостью и заставила чиновников привести свои мозги в направление правильной работы».
Первым же всенародно избранным мэром Воронежа в далёком 1995 году стал Александр Цапин. При нём заложили Благовещенский собор, реконструировали Адмиралтейскую набережную, но настоящим памятником экс-мэру стала «Пирамида» на Московском проспекте.
Уходил из мэрии Цапин громко: весной 1999 года городской Совет объявил ему импичмент и избрал нового главу. Последний буквально штурмовал кабинет уже бывшего градоначальника с нарядом полиции – Цапин не хотел покидать здание по доброй воле.
Выборы мэров Воронежа проходили по-разному: со скандалами и без, с высокой конкуренцией и почти без неё. Но у результатов выбора горожан есть одна любопытная объединяющая деталь.
Цапин, Ковалёв, Колиух и Чернушкин – все они досрочно покинули пост мэра. Удивительно, но пока единственным всенародно избранным градоначальником, отработавшим в кресле главы Воронежа от звонка до звонка, остаётся одиозный Борис Скрынников. Если решение об отмене общенародных выборов примут, будет интересно проследить – кому из предшественников составит компанию в истории города нынешний глава Александр Гусев.
Юлия Амелина, Павел Редькин