Воронежские военные лётчики показали виртуозную дозаправку прямо в небе

Самолёты могут дозаправляться в воздухе со скоростью до двух тонн в минуту.

5336
Вести Воронеж

Над Бутурлиновкой экипажи западного военного округа отработали одно из сложнейших лётных заданий, которое требует выдержки и почти ювелирной точности.

Ясное небо – это оптимальные условия для дозаправки. Насколько близко МиГи и Сушки походят к танкеру, и сколько после самолеты остаются буквально связанными, узнала Евгения Соседко.

С двигателей снимают заглушки и – этот летающий танкер готов подняться в небо. Перекачивать керосин истребители и бомбардировщики будут на скорости 550 км/ч.

Ил-78 – единственный на вооружении специализированный самолёт-заправщик. Для удачной стыковки должен будто зависнуть под или над облаками.

Командир экипажа Алексей Черногоров объясняет некоторые тонкости процесса:

– Существуют точка встречи с заправляемым самолетом, необходимо выйти в эту точку встречи. С точностью до секунды. И выдерживать скорость необходимую с точностью до километра, чтобы дозаправляемому самолету было максимально комфортно.

К месту встречи в синеве авиационный танкер отправляется первым. Когда самолёт с пятидесятиметровым размахом крыла отрывается от взлетки, от жара, кажется, тает снег.

Бомбардировщики поколения 4++ на земле специально заправляют не до полных баков. Для отработки навыка хватит примерно 5 тонн керосина. На них СУшка может летать минут 40. С обычным запасом топлива – уже часа четыре. С дозаправкой в воздухе – практически бесконечно. На борт, кстати, легко подвешиваются и три дополнительных бака.

Специалисты рассказывают корреспонденту «Вести-Воронеж», что всё зависит от самочувствия летчика – насколько хватит сил. А так, техника пока не подводила – летали на Северный полюс, дозаправлялись в воздухе, полстраны облетели.

Догнать летающий танкер в небе над Бутурлиновкой экипажи должны на высоте в 4,5 тысячи метров. Сушки и МиГи один за одним уходят на взлёт. Их учебная заправка сухая – то есть без перекачки топлива. Отрабатывают сам момент стыковки. И вот они – уникальные кадры. Топливный шланг заправщика всего 26 метров длиной. Чтобы этот конус состыковался со штангой, истребители и бомбардировщики аккуратно подходят ближе. Дальше, пока принимают топливо, держатся всего в метрах 15 от крыла танкера. Связанными так самолеты остаются четверть часа – столько, говорят, заправка длиться и на земле. В небе от летчиков требует невероятная выдержка и точность – работают буквально на глаз.

Процесс заправки корректируют и с танкера. Стоит Сушке или МИГу резко ускориться, и можно повредить конус-датчик или штангу. Но у этих экипажей Западного военного округа, говорят, такого ни разу не было. Дозаправляться в воздухе мастерски могут даже в темноте. И когда в ночном небе все оборудование подсвечено – это почти космическое зрелище.

Евгения Соседко, Лариса Кончакова, Константин Кохаров и Евгений Половодов.