Колесо судьбы. Как драка с водителями обернулась тюрьмой для воронежского инспектора ДПС

Алексей Звягинцев проведёт в колонии 3 года.

19587
Вести Воронеж

Воронежский облсуд в четверг, 24 мая, рассмотрел резонансное дело инспектора ГИБДД Алексея Звягинцева. Громким оно стало из-за публичного избиения братьев-водителей в центре Воронежа, видео которого широко разошлось в сети в июне 2015 года. Драка между братьями Косолаповыми и полицейским случилась из-за колеса. Силы оказались неравными. Косолаповы получили серьёзные травмы.

После расследования и суда, которые заняли почти три года, полицейского отправили в колонию общего режима на 3 года. В первой инстанции сотрудника ДПС осудили на 3 года 4 месяца, и апелляция немного смягчила приговор. Кроме того, полицейского на 2 года лишили права занимать должности в правоохранительных органах и обязали возместить моральный вред и услуги на адвоката братьям Косолаповым – в сумме почти 700 тыс. рублей.

В апелляции Алексей Звягинцев и его защита продолжали настаивать на невиновности полицейского. Но, в конце концов, отбывший в СИЗО уже четыре месяца экс-полицейский попросил суд не лишать его свободы, а адвокаты – заменить реальное наказание на условное. Братья Косолаповы назвали прежний приговор справедливым, считая, что их обидчик в погонах должен остаться в местах лишения свободы. «Болезни не мешали ему работать в МВД, не мешали нас избить», объяснили потерпевшие.

За апелляцией по громкому делу следила корреспондент «Вести-Воронеж».

Приговор за публичную драку на службе

Перед рассмотрением жалоб защиты председательствующая Ирина Ливинцова напомнила суть приговора, который вынесли Алексею Звягинцеву 25 января 2018 года. Инспектор ГИБДД 24 июля 2015 года на перекрёстке улиц Кольцовской и Плехановской остановил автомобиль «ВАЗ-21099». За рулём легковушки находился Михаил Косолапов, который ехал на работу. Алексей Звягинцев заметил на заднем сиденье «ВАЗ-21099» колесо, которое явно не подходило к «девяносто девятой». Михаил неудачно пошутил, что оно краденное, но тут же пояснил – колесо принадлежит его брату Александру. Шутки Звягинцев не понял.

Поэтому Михаил Косолапов позвонил старшему брату и попросил приехать и подтвердить, что колесо его. Александр Косолапов примчался с другом на Range Rover и рассказал инспекторам, что колесо снято с автомобиля Audi Q7, принадлежащего его супруге. Александр, показав документы, стал перетаскивать колесо из «ВАЗа» в свой автомобиль. Что не понравилось Алексею Звягинцеву, который собирался изъять колесо.

Как установил суд, Звягинцев схватил Александр Косолапова за шею и стал душить. Затем инспектор поочерёдно стал избивать братьев. Результатом конфликта с полицейским для старшего брата Александра стало сотрясение мозга и перелом носа. Из-за удара у мужчины на лице появился рубец, который эксперты признали «неизгладимым обезображиванием лица». Михаил в результате потасовки получил сотрясение мозга и пробыл в больнице 10 дней.

Видео потасовки гаишника с водителями в центре города очевидцы выложили в социальных сетях уже через час после событий. Его активно обсуждали воронежцы. Не будь такой публичности и внимания к драке, дело могло бы и не появиться вовсе. В любом случае оно бы не получило такой широкий резонанс.

Защита: не лишайте свободы

Осуждённый Алексей Звягинцев общался с другими участниками процесса через видеоконференцсвязь. Инспектора ГИБДД взяли под стражу в зале суда 25 января, с тех пор он находится в СИЗО. Экс-полицейский заметно похудел и выглядел уже не таким бодрым, как при рассмотрении дела в первой инстанции, на заседания которой ходил между дежурствами в ДПС. Изначально Звягинцев настаивал на возвращении дела прокурору, чтобы его рассматривали заново. Но в последнем слове, обратившись к суду, Звягинцев просто попросил не лишать его свободы.

Экс-полицейского защищали три человека – адвокат Наталья Богданова, его супруга Наталья Звягинцева и второй общественный защитник Дмитрий Стуков. Они обратились к суду с почти десятком ходатайств, рассмотрение которых растянулось более чем на час. Защита указала на несколько нарушений, допущенных во время предварительного и судебного следствия, и просила их исправить. К примеру, вызвать эксперта, проводившего исследование видеозапись событий преступления, провести новое исследование. Защитники также отрицали то, что Звягинцев присутствовал при осмотре места происшествия. По их версии, инспектор ГИБДД в это время уехал на «скорой» в больницу, и за него в протоколе расписался кто-то другой.

По мнению Дмитрия Стукова, братья Косолаповы совершали противоправные действия и спровоцировали сотрудника ДПС. Они сказали о том, что колесо краденое, и отказались его отдать полицейскому для выяснения обстоятельств. Звягинцев лишь ответил «на такую же силу, применённую в отношении него». Ведь один из братьев оттолкнул Звягинцева колесом, ударив его в грудь. Всё это можно увидеть на записи драки, которая показывает события «в искажённом виде». Из-за видеомонтажа, который применил автор записи, выложенной в интернете, Звягинцев предстаёт в невыгодном свете, считает Стуков. Именно поэтому он и просил признать видеозапись недопустимым доказательствам. В завершении своего выступления Дмитрий Стуков попросил вернуть дело на новое рассмотрения.

Со Стуковым была солидарна Наталья Богданова, которая также выступила за новый судебный процесс. Правда, она оговорилась: «Если суд сочтёт это невозможным, прошу изменить реальное наказание на условное».

Наталья Звягинцева уверила суд, что её супруг «не такой плохой человек», чтобы изолировать его от общества. За 2,5 года после инцидента Алексей Звягинцев не привлекался к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. При вынесении реального срока не было учтено положение семьи Звягинцева, его состояние здоровье, полученные во время службы награды и регалии. Наталья Звягинцева попросила суд определить для её мужа наказание, не связанное с лишением свободы.

Обвинение: минимально возможное наказание

Представитель потерпевших, адвокат Валерий Толкачников, назвал ходатайства осужденного и его защиты «затягиванием процесса». По его мнению, суд первой инстанции подробно рассмотрел дело и исследовал доказательства обвинения. Толкачников напомнил, что получившие травмы Косолаповы почти три года жизни посвятили следствию и судебным заседаниям. Поэтому представитель попросил повысить сумму моральной компенсации для Александра и Михаила.

– Я считаю, что суд вынес справедливый приговор. Я настаиваю на том, чтобы Звягинцев отбывал срок в колонии. Вот тут говорят про его состояние здоровья. Болезни не мешали ему работать в МВД и избивать нас с братом, – выступил в прениях Александр Косолапов.

Гособвинитель Илья Куликов в своей речи попросил суд исключить из приговора указание на непризнание вины Звягинцевым. Назвал это способом защиты, а не отягчающим обстоятельством. Поэтому Куликов попросил снизить Звягинцеву наказанию – на 1 месяц, до 3 лет 3 месяцев колонии общего режима. В остальном прокурор нашёл доводы защиты безосновательными и попросил оставить приговор без изменения. Илья Куликов отметил, что Звягинцеву и так вынесено «минимально возможное наказание». За превышение должностных полномочий предусмотрено от 3 до 10 лет лишения свободы.

Выйдя из совещательной комнаты, судья Ирина Ливинцова сообщила о решении изменить приговор в части срока наказания. При рассмотрении жалоб срок осуждённому снизили на четыре месяца, Алексей Звягинцев будет отбывать в колонии общего режима 3 года. Приговор экс-полицейскому вступил в законную силу.

Оксана Грибкова