Будущие операторы беспилотников штурмовали небо в окрестностях Воронежа

Лётная практика проходит у курсантов первого набора Воронежской военно-воздушной академии.

3839
Вести Воронеж

Их часы в небе считаются, даже пока они на земле. Лётная практика проходит у, пожалуй, самых востребованных армейских специалистов – операторов беспилотников. Небо в окрестностях Воронежа штурмуют курсанты первого набора военно-воздушной академии – их 90. К практике допускают только третьекурсников.

Учебные «самолёты» сюда доставляют в кейсах. Перед практикой лётной ещё «авиастроительная». Как собрать беспилотник, курсанты постигают факультативно. Оказывается, для крылатой техники без экипажа тоже – главное, парашют:

– Обязательно, чтобы стропы у нас не переплетались, были не переплетены. И посадочный буфер, чтобы у нас не заходил туда в замок, иначе у нас замок не откроется и парашют у нас не выйдет.

Вместо взлётной полосы, пусковая установка. Крылья «Орлан» обретает уже на старте. Ими машет, еще не поднявшись в небо – ветер сильный. Из-за погоды беспилотник все время глохнет, его все-таки заводят и запускают ввысь, часов на 8.

Исчезнув из вида, парит на высоте 400 метров. Маршрут по точкам прокладывает третьекурсник Максим Ануфриенко. Разведку «Орланом» не виртуальным ведет впервые, инструктор рядом страхует. Курсант не сводит глаз с монитора – уверяет, такой «полёт» с симуляторами несравним.

– Ответственность чувствуется, потому что это всё дорого очень. У меня у самого был квадракоптер маленький ещё до поступления, в школе учился когда. Даже когда играл в какие-то компьютерные игры, там беспилотники надо было использовать, это мне тоже нравилось всё. Мы первый набор, таких как мы, ещё в войсках нет, – отметил курсант военно-воздушной академии им. Жуковского и Гагарина Максим Ануфриенко.

Подготовка таких бортов – дело рук тоже уникального спеца. Дарья Дерепаско – единственная женщина-техник беспилотников. Дочь военного об армии, говорит, мечтала с детства. Уверяет, эта мини-авиация от привычной отличается не слишком.

– Подруги мной гордятся, говорят – «ты наш прапорщик». У меня есть ритуалы, да. Во-первых, это не фотографироваться. И когда мы заводим двигатель, я с ним на своем языке разговариваю. Потом тоже их глажу, есть да, суеверны мы все. Потому что имеем дело к авиации, – рассказала техник-инструктор беспилотных летательных аппартов Дарья Дерепаско.

Тот же «Орлан» весит всего 18 кг, при этом спрос с тех, кто управляет беспилотником, ничуть не меньше, чем с экипажа обычной крылатой машины. Курсанты сдают зачеты по конструкции БЛА, организации воздушного движения, экзамен по безопасности полетов. К ним допускают только после 18 часов на тренажёре. И кстати, на операторов этих мини-самолетов тоже заводят летные книжки.

Специальность модная – на каждое место в военно-воздушной академии сразу десяток желающих. И востребованная – больше половины всех разведданных получают именно с беспилотников. Их профессиональных операторов сейчас очень ждут в войсках.

– Отбор и наблюдение за ними происходит непосредственно ежегодно. Приезжают специалисты, начиная от главного разведывательного управления заканчивая даже спецподразделениями. Они их, по большому счёту, для себя отслеживают, начиная с третьего курса, – пояснил начальник кафедры военно-воздушной академии им. Жуковского и Гагарина Игорь Ищук.

Часы в небе у них тоже считаются. За всю практику каждый курсант вот так «налетает» не меньше 20. Отработают посадку и самое сложное – корректировку огня воображаемой артиллерии. После будет главный экзамен – полёт без подсказок, с беспилотником один на один.

Евгения Соседко и Александр Рудик