Когда в Воронежской области начнётся добыча никеля
УГМК приступает к выполнению технического проекта по освоению медно-никелевых месторождений в Новохопёрском районе.
Эту работу предстоит сделать до 2019 года, и представить в федеральное агентство по недропользованию. Каким способом планируют строить ГОК, в каком случае может пострадать экология, и что сейчас происходит в районе бывших буровых? Съёмочная группа «Вести-Воронеж» отправилась в Новохопёрский район, чтобы поговорить с представителями компании, и с местными активистами.
В городке геологов жизнь, похоже, временно закончилась – здесь обитает несколько охранников, правда, вооружённых. Вагончики, в которых жили 40 геологов и охранявшие их казаки, и местная «церковь» пустуют. Скорее всего, говорят в УГМК, всё это вообще снесут в скором времени. Запасы руды геологи выяснили – под землёй Новохопёрского района лежит примерно 1 млн тонн никеля.
Сколько это в деньгах, давайте подсчитаем. По сегодняшнему курсу, тонна никеля на международной бирже стоит около 14 тыс. долларов. Умножаем на миллион тонн – получаем 14 млрд долларов. Плюс – медь, платина, палладий, золото и серебро. Участок горнодобывающей компании интересен, и от планов по его разработке откажутся вряд ли. Известно, что месторождение 3 группы – сложное для освоения. Как его разрабатывать, предстоит решить авторам проекта.
– Допустим, там будет два шахтных ствола или три шахтных ствола, два шахтных ствола и, допустим, наклонный съезд. И в настоящее время, я хочу сказать, что рано говорить о каком-то конечном варианте. В настоящий момент рассматривается множество вариантов будущего предприятия. В том числе, рассматривается вариант, при котором не будет строиться обогатительная фабрика, если появится покупатель, который будет готов покупать руду, а не концентрат, рассматривается вариант с перерабатывающим заводом в Кировограде, – сообщила пресс-секретарь УГМК Маргарита Глотова.
Добывать руду планируют закрытым способом, примерно так, как показано на графике.
Готовый технический проект через год, в июле 2019 должен попасть в Роснедра. Потом проектировщики должны дополнить его, в том числе частью, которая касается экологического контроля, а к июлю 2020 года уже готовый расширенный проект должен пройти все возможные экспертизы и общественные слушания. После этого, по планам компании, в 2021 году приступят к строительству ГОКа, а запустить его должны в 2026 году. Впрочем, эти сроки компания может корректировать в сторону увеличения. Местные жители, рассказывают в компании, тем временем, уже записываются на работу. Согласно лицензии, предприятие должно будет предоставить им 2,5 тыс. рабочих мест. 700 человек уже записались.
– Заработная плата, которая уже сегодня заявлена – это 30 тыс. рублей в среднем, – отметил полномочный представитель УГМК Андрей Свиридов.
За 5 лет можно получить высшее образование, поэтому те люди, которые не имеют высшей квалификации для работы в шахте, конечно, будут на обслуживающем персонале работать. Те, кто за эти 5 лет могут быть обучены, компания возьмёт и будет их обучать. Этот вопрос обсуждался, и планировалось открытие в Борисоглебске, на базе педагогического института горнообрабатывающего факультета.
Помимо рабочих мест, компания обязана вложить в областной и районный бюджет миллиард восемьсот пятьдесят миллионов - около полумиллиарда в том числе в инфраструктуру Новохоперского района. 250 млн, рассказывают, уже перечислили в областной бюджет. На эти деньги, в частности, построили в районе новый детсад, благоустройство парков, спортивные мероприятия и оборудование для школ.
Жители Елань-Колено к перспективам добычи никеля в окрестностях села относятся пока по-разному:
– Как-то успокоились все, все воспринимают как должное, во всяком случае, мои знакомые.
– Конечно, рабочие места, говорят, хорошо, если будут, если всё это, правда, будет.
– Это же отрава, как мы тут жить-то будем? То есть, есть опасения, что проблемы будут с экологией. Да, большие проблемы будут.
Будут ли проблемы, покажут контрольные исследования учёных. Пока специалисты ВГУ изучили местную воду, почвы, флору и фауну и получили все исходные параметры – с этими данными потом можно будет сравнивать изменения, когда начнётся работа ГОКа.
– Мы сделали документ, который нельзя исправить, изменить, он у нас в нескольких вариантах, и если, допустим, будут какие-то изменения, то несомненно любая экспертная комиссия сопоставит данные результаты с результатами проведенных исследований, и легко установит. Да, вы нарушили здесь параметры по воздуху, по воде. Сейчас есть новейшие технологии, особенно в Скандинавских странах, где добывают такие же руды, с минимальным влиянием на окружающую среду. И как будто бы компания УГМК планирует разработку на основе таких новейших технологий. Мы примерно 2-3 раза в год отбираем образцы воды, донных отложений, воздуха, почв, а когда пойдут строительные работы, там будет частота опробования более частая, – рассказал профессор Дмитрий Щеглов.
Расслабиться металлургам, скорее всего, действительно не дадут – свой мониторинг окрестностей будущего ГОКа регулярно проводят стопникелевцы. Противники разработок громко заявили о себе в 2012, когда начались геологоразведочные работы. Толпа протестующих ломала ограждение и даже поджигала буровые. Протест против разработки никеля прогремел на всю Россию. Позже, правда, выяснилось, что бескорыстно за экологию боролись не все - полиция задержала двоих руководителей антиникелевого движения при передаче взятки от представителей УГМК. За 15 млн рублей, по версии следствия, мужчины были согласны заставить протестное движение замолчать.
Активисты теперь реже митингуют и заборы не ломают – борьбу ведут с помощью судов и независимых лабораторий. Отбирают пробы воды и ищут компромат на геологов. Неподалеку от Елкинского месторождения нашли скважину, пробуренную ещё в 60 годы во время первоначальных исследований.
Тампонаж явно разрушается – изнутри течёт вода, причём, уверены общественники, радиоактивная:
– Наблюдаем. Ну, вот в пределах 57,58. Так ты постой, он накапливает, надо ещё подержать. Ну, вот, она – 60 миркорентген.
Спустя несколько минут прибор показал уже 80 микрорентген в час. Мы проконсультировались со специалистами Нововоронежской АЭС – по их данным, для нашего региона нормальной дозой радиоактивного излучения считается 20 микрорентген в час. Скважин, оставшихся со времён первых геологических экспедиций, по предварительным подсчётам в области около 4 тысяч. В УГМК говорят, что тампонировали только те, которые бурили сами. В новых, уверяют учёные из общественного совета по разработке медно-никелевых месторождений, радиации не обнаружили.
Но в окрестностях она, судя по всему, всё таки есть:
– Вот сейчас на суше 13 микрорентген, поближе, тоже на сухой почве чуть побольше, в воде почти 30. – О чём это говорит? – О том, что в воде всё таки повыше.
Превышение нормы по суммарной альфа-активности подтвердила московская лаборатория и в воде 4 колодцах Елань-Колено. Причём, уверяют общественники, ситуация усугубляется.
– Мы проводили исследования в 2016 году – не было радиации, в 2017 году превышение на 0,05 раза, в этом году превышение уже в 2,3 раза. – Разведочные работы-то в 2016 году закончились. – Закончились, но они нарушили водные горизонты и вот этот напорный уровень воды, радиоактивные рассолы поднимаются вверх по пробуренным скважинам, даже затампонированные скважины не дают никакой гарантии, потому что вода просачивается между осадкой трубы и грунтом, – общественный активист Лилия Ишкова.
Связано ли появление радиоактивных элементов в воде с разведкой никеля, и каких последствий для экологии вообще стоит бояться, корреспондент Наталья Зубкова спросила у геолога, руководителя общественного совета, профессора Виктора Бочарова.
Похоже, история с добычей полезных ископаемых в Воронежской области только начинается. А это значит, что учёным и экологам работы хватит.
Наталья Зубкова