Онкодиспансер в интерьерах дворянской усадьбы. Три века истории Дома Вигеля

Корреспонденты «Вести-Воронеж» вспомнили историю легендарного Дома Вигеля.

12604
Вести Воронеж

Судя по проекту, историческое здание – Дом Вигеля – обретёт вторую жизнь. Хотя особняк 18 века замечательно сохранился, несмотря на годы запустения. Это здание могло бы стать самым посещаемым туристическим объектом, но его судьба сложилась иначе. Корреспонденты «Вести-Воронеж» вспомнили историю легендарного дома, и людей, с которыми она была связана.

Здание принято называть Вигелевским домом, хотя его появлением мы обязаны совсем другим людям. Особняк принадлежал семье сказочно разбогатевших крестьян Тулиновых. Основатель рода, Максим Тулинов происходил из тульских крепостных – отсюда, вероятно, и фамилия. Человеком он был трудолюбивым и предприимчивым настолько, что смог купить вольную и создать, как сейчас бы сказали, бизнес – вместе с партнёрами он занимался производством и торговлей сукном, а также солью.

Дело оказалось выгодным – Тулиновы стали одними из самых богатых людей в Воронеже. Семье принадлежали фабрики, мельницы, недвижимость и земли – и вот этот дом, который многократно перестраивался. В начале 19 века купеческая семья приобрела дворянский титул.

В залах проходили балы и домашние постановки, Тулиновы были попечителями местных театров, вот этот особняк украшало множество предметов искусства, у входа в знаменитый дом стояли статуи Амура и Психеи.

Правда, история семьи, выбившейся из низов в высшее общество, была короткой. Род Тулиновых прервался во второй половине 19 века. Трое наследников мужского пола скончались бездетными и имущество отошло их сестре и племяннику. Анна Тулинова унаследовала, в числе прочего, сахарный завод в Рамони, который потом был успешно продан принцам Ольденбургским, а её племянник – Филипп Вигель – суконную мануфактуру и дом, в котором при родах умерла его мать Варвара Тулинова. Жизнь, в родовом гнезде, судя по всему, не была счастливой – здесь же скончалась жена Филиппа Вигеля и его сын, и к концу жизни богатый дворянин остался в одиночестве. По одной из легенд, его любимая женщина также умерла при родах.

И последний владелец особняка совершил акт необыкновенной щедрости – завещал особняк городу под больницу для женщин с отделением по родовспоможению.

В таких заведениях разрешались от бремени чаще всего женщины бедные, которые не имели возможности пригласить врача или повивальную бабку на дом, а также те, кто забеременел вне брака – из страха осуждения. Надо сказать, что в этом месте сложилась целая инфраструктура, связанная с помощью бедным женщинам, как сейчас бы сказали, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В здании на Каляева, 19, где сейчас находится кожно-венерологический диспансер, находился приют для бедных женщин – и его тоже основали благотворители. Мещанка Мавра Семеновна Ягупова выиграла 200 тыс. по билету государственного займа и эти деньги завещала направить на обустройство и содержание ночлежки, бесплатных временных квартир и богадельни для женщин. Было ли что-то личное в мотивации Мавры Семеновны, история умалчивает, однако её силами в Воронеже впервые появился кризисный центр для женщин, пострадавших от домашнего насилия. На минуточку, сделано это было в самом начале 20 века.

А рассказ о Доме Вигеля экскурсоводы, как правило, заканчивают на том, что династия прервалась, дом отошёл лечебному учреждению, и здесь в разное время находились больницы. Однако забыть ещё одну легендарную фамилию в истории этого здания будет несправедливо. На здании сохранилась памятная табличка, сейчас я ее найду, в этом здании работал выдающийся врач Владимир Александрович Покровский – гинеколог, спасший сотни воронежских женщин и детей. Он начал работу в этом здании в последние годы войны – тогда здесь был организован роддом. Первые роды принимали, по рассказам современников, в полуразрушенном бомбежками здании. Профессор Покровский для своего времени был новатором, проводил сложнейшие операции, в 50 годы одним из первых акушеров-гинекологов активно применял такую привычную нам сейчас вещь, как местная анестезия.

Наталья Зубкова