«Кладбищенский стиль». Как воронежцы оценили новые арт-объекты в сквере у ВГУ
В сети разгорелась дискуссия о новых скульптурах.
В сквере напротив Воронежского госуниверситета, появившемся на месте киосков с фаст-фудом, установили арт-объекты, посвященные нобелевским лауреатам. Фотографии скульптур появились в соцсетях и сразу вызвали неоднозначную реакцию у горожан. Одни уверены, что «такие объекты смотрятся хорошо», другие сравнивают их с надгробиями.
Украшение сквера обошлось городскому бюджету почти в 5 млн рублей. Арт-объекты сделал известный скульптор Алексей Дикунов к 100-летию ВГУ.
Один из арт-объектов – антенна физика Павла Черенкова - занял своё место на газоне. Четыре других расставят в сквере в ближайшее время. Официальное открытие новой зоны отдыха и скульптурных композиций запланировали на День города.
«Вести Воронеж» попросили оценить арт-объекты художников и авторов скульптуры «Лечебный стул №0001» (известен как «стул от жлобства» – прим. «Вести Воронеж»), установка которого также вызывала дискуссию среди горожан. Изготовили скульптуру Сергей Горшков и Юрий Астапченко.
По словам Сергея Горшкова, при виде арт-объектов возникают двоякие эмоции:
– С одной стороны понятно, что в наше время невозможно представить, чтобы власти официально установили около ВГУ какие-то другие скульптуры. То, что мы видим – это памятники тому времени, старым заслугам, достижениям. И очевидно, что художник решил изготовить арт-объекты именно в стилистике того времени.А стиль того времени – официальный, в какой-то степени кладбищенский. Ну, чтобы пафос был, слёзы на глазах, взгляд в высоту. С другой стороны, люди будут это видеть. Как будет на них воздействовать эта атмосфера уныния, кладбища? Наверное, это не очень позитивно.
При этом Сергей Горшков уверен, что в большей степени при создании таких арт-объектов всё зависит от городского руководства – их инициатив и вкусов.
– Пример всегда берут с начальства. В данном случае – с Москвы. А поскольку там у власти именно такие вкусы, то все в других городах будут утверждать и согласовывать только такие вещи – оградки и бронзу. Это можно наблюдать и в Тамбове, и по всей нашей большой стране. Вплоть до Владивостока. Скульптор в какой-то степени наверняка разделяет вкусы заказчиков, иначе бы он отказался от работы, – пояснили в беседе с «Вести Воронеж» Сергей Горшков.
Художник также отметил, что все арт-объекты сделаны добросовестно и качественно. Просто в такой стилистике.
– В нашем городе настолько мало именно городской скульптуры. Поэтому я рад и такому. Эти объекты всё равно вносят в среду разнообразие. А то, что на них можно будет сидеть – какой-то интерактив, привязка к современности. Всё лучше, чем пустырь, – резюмировал художник.
А вот у второго создателя «стула от жлобства» Юрия Астапченко арт-объекты и вовсе «не вызывают никаких претензий».
– Я бы не сказал, что это выглядит как кладбище. В современном мире используется довольно много подобных объектов. Да, могло быть и что-то другое, но решили так. Утверждала композиции комиссия по культурному наследию, сделаны они по эскизам, качественно. Я бы, может, сделал по-другому, но художник выполнил так. Другое дело, что по ним будут лазить много, поскольку они низко стоят на земле. Но так и было задумано изначально. Может, лазают по книгам – вроде как читают книги того же Бунина и Шолохова, – поделился Юрий Астапченко.
Скульптор уверен, что горожане и общественники всегда высказывают разные мнения о новых памятниках - это даже и не плохо.
Справка
О том, что рядом с главным корпусом ВГУ появится новый парк, стало известно в начале января 2018 года. Первоначально в нём планировали разместить аллею нобелевских лауреатов. Там должны были появиться бюсты писателя Ивана Бунина и физиков Павла Черенкова, Николая Басова и Жореса Алфёрова, однако в итоге от этой идеи отказались.
Власти заявили, что рядом с главным корпусом ВГУ появится сквер Учёных с аллеей, газонами и цветниками. Кроме того, в новом сквере должен был появиться всего один арт-объект, посвящённый достижениям Нобелевских лауреатов из Воронежа. Его концепцию в конце апреля представил архитектор, автор проектов Зеленого театра и реконструкции Советской площади Роман Пупавцев.
Позже власти вернулись к идее установки нескольких арт-объектов. Тогда же они рекомендовали установить ещё один памятный знак, посвящённый Нобелевскому лауреату Михаилу Шолохову.
Созданием арт-объектов занялся воронежский скульптор Алексей Дикунов. За изготовление книжных полок, на которых стоят книги Ивана Бунина и Михаила Шолохова, ему заплатили 1,77 млн рублей. А за создание ещё трех арт-объектов – лазера Николая Басова, гетероструктуры Жореса Алферова и антенны Павла Черенкова – он получит 3,06 млн рублей.
Дарья Крымова
Фото – мэрия Воронежа, Владимир Елецких