«Чистая вода». Куда исчезают миллионы, выделенные на реализацию госпрограммы в Воронежской области

В истории с мутной водой разбирались корреспонденты «Вести Воронеж».

4903
Вести Воронеж Наталья Зубкова

Глава Верхнехавского района Сергей Василенко покинул свой пост. Официально – в связи с истечением срока контракта. Отставка произошла на фоне расследования, которое начал следственный комитет. Во вторник, 9 октября, в местной администрации прошли обыски.

В следственном комитете пояснили, они были связаны с нарушениями при реализации программы «Чистая вода». По факту превышения должностных полномочий возбуждено уголовное дело. Обыски прошли также дома у нескольких сотрудников администрации.

Что интересно – работы по программе «Чистая вода» завершили этим летом, решив, таким образом, давнюю проблему райцентра. За счёт федеральной и областной казны реконструировали более 18 км сетей, построили водозабор с шестью скважинами, станцию водоподготовки и два резервуара. О таких результатах работы глава района в августе отчитался врио губернатора.

Кого и в чём подозревают, следователи пока молчат. Впрочем, работы, связанные с программой «Чистая вода», попадают под пристальное внимание правоохранительных органов не первый раз.

Корреспонденты «Вести Воронеж» решили поворошить прошлое и вспомнить ещё несколько историй, связанных с этой программой.

В Митрофановке документы, изъятые ещё в 2015 году, до сих пор находятся в УБЭП. Уголовное дело возбуждено по статье «Мошенничество». Под подозрением был бывший глава села, который ставил подписи под документами на новые объекты. Позже обвинения с него сняли, но осадочек, что называется, остался.

В местной администрации говорят, что дело возбудили из-за ошибки в проектной документации. По документам водопровод должен был быть значительно длиннее. Следователи заподозрили, что деньги украли. Чиновники говорят, что в проектировании были неточности, дополнительные расчёты проводили уже во время строительства. А главой правоохранительные органы заинтересовались после конфликта с подрядчиками.

– Мы ничего не переплатили, сколько было уложено, за столько и заплатили. Мы подавали в антимонопольную службу, но нам было отказано, их признали добросовестными подрядчиками, мы подавали в суд, обжаловали это решение ФАСа, нас суд тоже не поддержал, хотели мы в одностороннем порядке расторгнуть муниципальный контракт, чтобы заключить контракт с другими подрядчиками, решением суда отменили это наше решение, мы ничего не смогли сделать, ничего не смогли добиться, – рассказала заместитель главы администрации села Митрофановка Светлана Добрина.

Нареканий было много – подрядчики не благоустроили дороги после прокладки труб, переделывать пришлось станцию два подъёма, кое-где даже на трубах сэкономили. В квартирах выше первого этажа вода не доходила, а старые сети после запуска водонапорной станции начали рваться. Доделывать пришлось за счёт местного бюджета. А главное – проблему, ради которой всё затевалось, решить не удалось. Вода в кранах не соответствует нормативу по жёсткости, потому что станцию смягчения запустили тоже с нарушениями.

Уголовное дело несколько лет назад было возбуждено в Новоусманском районе, речь шла о пропавших 30 млн рублей, выделенных по программе «Чистая вода» на прокладку труб для водопровода-тысячника, но работы на тот момент завершены не были, а часть металлопроката, по рассказам местных жителей, исчезла.

С самым громким скандалом, пожалуй, связано освоение миллиарда рублей на строительство нового водозабора в Борисоглебске. Его сдали в эксплуатацию в 2014 году, и сразу после пуска началось страшное. Старые сети города оказались не готовы к такому напору, и в городе начался потоп. Оказалось, подрядчики не установили систему регулирования насосов. Проблему устранили, но местные жители до сих пор жалуются на качество воды. Из кранов в нескольких микрорайонах течёт рыжая жидкость – пить её нельзя, стирать невозможно.

– Завышено железо, естественно, повышается мутность, как следствие этого. Естественно, аналитические показатели не соответствуют. По микробиологическим показателям вода отвечает требованиям, – пояснила заместитель начальника Борисоглебского территориального отдела Роспотребнадзора Елена Осипова.

Теперь на миллиардный проект вновь нужны деньги – на строительство дополнительных станций очистки. Их на Борисоглебск нужно пять, возвели только одну. Деньгами району обещал помочь местный бизнес – один из заводов софинансирует работы.

Пока деньги ищут, в местном суде слушается дело экс-руководителя муниципального предприятия, которое заведует водопроводом Сергея Хворова. Его обвиняют в том, что он назначал себе дополнительные выплаты и премии, фактически получал вместо одной, сразу две зарплаты, как заместитель и как руководитель. Кроме того, сдавал МУПу в аренду свой автомобиль – за деньги, и выплачивал премии дочери-кадровику, а это почти 200 тыс. рублей в сумме. Общий ущерб – почти полмиллиона.

– Он самовольно издал приказ об установлении себе доплаты ежемесячной в размере 35 тыс. рублей, что на 10 тыс. превышало даже оклад директора, и в конце года дважды себя премировал на общую сумму 135 тыс. рублей, несмотря на то, что результаты финансово-хозяйственной деятельности были неудовлетворительны, – сообщил прокурор Владислав Родионов.

Опасаются пить воду из-под крана и жители Хохла. Она имеет странный вкус и цвет. Хотя в селе новый водопровод по программе «Чистая вода» проложили три года назад, а в 2016 году построили новую станцию очистки.

– Трубы надо проложить на глубину 140 метров, они проложили 50 метров. То есть, до артезианской воды они не дошли. А скачивают нам вонючие грунтовые воды. Сэкономили, – считает жительница села Хохол Валентина Попова.

Программу «Чистая вода» возобновили в этом году, а в следующем на неё надеются получить федеральные деньги. При этом требования к качеству питьевой воды будут существенно выше – зато и средств на проекты обещают больше.