Как 130 лет назад. В Воронеже воссоздают старинный балет «Спящая красавица»

Премьеру запланировали на начало марта.

Воронежские зрители смогут прочесть энциклопедию русского классического балета. Труппа оперного театра работает над спектаклем «Спящая красавица», написанным в конце девятнадцатого века Петром Чайковским и поставленным Мариусом Петипа. В качестве балетмейстера вновь приглашён известный хореограф – реставратор Юрий Бурлака.

Реставрация картин или других произведений искусства – процесс сложный, в результате которого экспонат полностью возвращается к нам во всей своей красе. Реставрация балета – процесс не менее сложный. Но, в результате, спектакль приходит к зрителю в том виде, в котором его задумали авторы лет этак сто тридцать назад. «Спящую красавицу» Чайковский и Петипа создали в 1890 году. В 19 и 20 веке балет был чрезвычайно популярным, балетмейстеры вносили свои изменения. Юрий Бурлака много лет занимается восстановлением классических балетов во многих театрах мира. В прошлом сезоне он уже поставил в Воронеже балет «Корсар». В нынешнем пришла очередь «Спящей красавицы». Его решили поставить в оригинальной редакции Мариуса Петипа. Правда, в работе возникает немало сложностей.

– Он был создан для огромной труппы в 150 человек тогдашнего императорского театра. Здесь, конечно, количество людей гораздо меньше. И плюс ещё в 20 веке произошли изменения кардинальные, внутри самого спектакля, внутри танцевальных перестроений. Хотелось бы возродить и уточнить эти забытые детали, – пояснил балетмейстер-реставратор, заслуженный артист России Юрий Бурлака.

Задачи перед постановщиками стоят непростые. Во времена Чайковского балет шёл более четырёх часов. Но для зрителя 21 века смотреть такой спектакль сложно. Нужно сделать определенные купюры, не испортив при этом основную канву происходящего. Да и сам танец у Петипа – высший пилотаж балетной техники.

– «Спящая красавица» – сложный камешек. Для любой труппы, безотносительно, провинциальная труппа, или столичная, или зарубежная, это всегда большая проверка на прочность. На прочность всего – классического танца, характерного, историко- бытового, пантомимы, кордебалетно-массовых ансамблей, сольного танца. Не зря этот спектакль называют энциклопедией русского балета. Энциклопедией по сей день спектакль и остаётся, кардебалетно-массовых отметил балетмейстер-реставратор, заслуженный артист России Юрий Бурлака.

Труппа вовсю репетирует. Полным ходом идет и работа над оформлением. В бутафорском цехе точат шпаги и ятаганы, изготавливают различные элементы декораций, крупные и помельче. Ничего, что французская лилия сделана из папье- маше. Из зрительного зала она будет смотреться богатой и позолоченной.

– Если балет, это очень много, потому что каждому артисту что-то в руки, что-то на голову, здесь какое-то украшение. Вот эти веночки – их 24 штуки, – рассказала начальник бутафорского цеха Александра Новоточинова.

В мастерской рядами уже висят на вешалках заготовки для нарядов принцесс, кавалеров и сказочных персонажей. Кружевные воротники, парчовые камзолы, воздушные пачки. Где-то здесь шьются костюмы для кошечек, Красных Шапочек и Серых волков. Без красивых костюмов не будет красивой сказки.

– Всего костюмов где-то больше 200, но так как сроки поджимают, 88 штук отдали в Москву шить. А остальные 188 костюмов, по- моему, это все мы шьём, – рассказала заведующая мастерской по изготовлению сценических костюмов Наталья Гребенешникова.

В балете будет занята вся без исключения труппа. А ещё у нашего театра хороший резерв – хореографическое училище.

– Все заняты, и хореографическое училище нам помогает. Не только вальс цветов, который принят в каждом театре – в Мариинском театре, Большом театре всегда танцуют учащиеся хореографического училища. Юрий Петрович в каких-то мемуарах Мариуса Петипа нашёл, что должны быть пажи – дети. Детей очень много работает, – пояснил главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета Александр Литягин.

Работа над «Спящей красавицей» вышла на финишную прямую. Премьера в театре оперы и балета назначена на самое начало марта.