Тотальный контроль. Как воронежская «карта школьника» облегчит жизнь родителям учеников

В городе начали массово раздавать пластиковые карты.

9130
Вести Воронеж Юлия Амелина

Карманные деньги – в электронный кошелёк. Воронежские школы массово вводят индивидуальные карты для учеников. Универсальный пластик послужит пропуском при входе, а также – безналичным расчётом за обед. И это ещё не все функции. Где родители могут получить карту, сколько она будет стоить, и, главное, в чём её польза – об этом в программе «Факты».

Систему электронных школьных карт в стране впервые ввели ещё в 2010 году, в Воронеже разные её формы тестировали в нескольких школах, начиная с 2015 года. Сейчас чиновники приступили к реализации проекта почти в половине городских учебных заведений.

Пока что карта выполняет только две функции. Основная – оплата питания в школе. С помощью карты можно следить, что ест ребенок, у родителей есть возможность скорректировать его рацион. Ещё одна функция – проход через турникет. Родители знают, добрался ли ребёнок до школы и сколько времени там провёл. Чуть позже хотят добавить электронный медкабинет, здесь можно вести учет заболеваний, прививок, и посещений врача. А также – виртуальную библиотеку, где перечислены все взятые книги, и срок их возврата.

– Карту эту по месту учёбы будут получать родители, скорее всего, у классного руководителя. Является ли эта карта банковской? И мы повторяем – карта исключительно учебная, и никаких функций других нет, и у родителей не появляется никакого дополнительного банковского счёта. Мы говорим о карте школьника, которая может быть использована только в рамках конкретного учебного заведения, и нигде больше. С этой картой школьник придёт в другую школу и попробует оплатить – у него ничего не получится, – пояснила руководитель управления образования Воронежа Любовь Кулакова.

В Воронеже 118 школ. Из них – уже в 62 заведениях вводят новую систему. Затраты на это взял на себя инвестор – поставщик школьного питания. В среднем каждая школа обошлась ему в сумму от 1 до 3 млн рублей, пока что объём вложенных средств – 28 млн руб. Сейчас для воронежских школьников готовят 52 тыс. карт, с каждым родителей заключили договор на один год. Полностью система заработает, планируют, в конце марта.

– Сейчас на данном этапе завезён кухонный и столовый инвентарь, мы проводим ремонт оборудования, завозим терминалы, по которым работают школьные карты. В каждую школу, в зависимости от того, есть ли буфет в школе или нет буфета в школе, то есть, мы определяем либо один терминал, либо два. Также в дальнейшем прорабатываем вопрос установки турникетов на вход-выход в школу, – рассказал директор филиала компании-поставщика школьного питания Владимир Ильин.

Главный вопрос, который волнует родителей – во сколько им обойдётся это нововведение. Выдают карту бесплатно, за её обслуживание денег также не возьмут. Однако если школьник потерял свой пластик – за его повторный выпуск надо будет заплатить 50 рублей. До конца мая, правда, перевыпускать карты будут бесплатно, поскольку на первых этапах таких потеряшек будет много. Услуга SMS-оповещения, которую можно по желанию подключить в личном кабинете – будет стоить 1 – 2 рубля за сообщение, в зависимости от оператора сотовой связи.

– Параллельно с безналичной оплатой сохраняется возможность оплаты наличными денежными средствами. И тех родителей, которых по каким-то причинам – вероисповедания, личных убеждений – не захотят получить карту, они могут оплачивать школьный обед наличными деньгами, как и происходит сейчас, – отметила руководитель управления образования Воронежа Любовь Кулакова.

В Воронеже есть учебное заведение, на котором опробовали новую систему – в 103 школе она работает уже полгода. Здесь карты учеников, как и планировалось, считывает турникет, в итоге администрация знает, когда и сколько детей находится внутри, что, кстати, будет очень важно при чрезвычайных ситуациях. Для младшеклассников карта нужна в основном как раз для прохода, ну и для покупок в буфете, ведь питание они получают пока за муниципальный счёт. А вот для учеников, начиная с 5 класса, карта – главный электронный кошелек их обеда. Кстати, с помощью карты родители могут оформить и предзаказ.

Для учителей цифровое ноу-хау – тоже плюс, им не нужно собирать деньги с детей, сдавать их в столовую. А работникам столовой не надо тратить время на выдачу сдачи. Как следствие, очереди за школьными завтраками и обедами сокращаются.

– Первая польза – это, безусловно, безналичный расчёт. Вторая – то, что происходит всё быстро. Момент подачи заявки – является листом для списания средств, которые находятся на карте школьника. Когда они приходят в столовую – уже всё накрыто, они садятся за столы и карту они даже не достают. Для того, чтобы пополнить счёт, родители заходят в свой личный кабинет, и со своего личного банковского счёта пополняют счёт карты школьника, – рассказал директор 103 школы Владимир Ищук.

Зарегистрировать личный кабинет родители могут на сайте мояшкола.рус. Здесь можно увидеть меню ребёнка, его выбор, а также остаток на счете, пополнения и траты. Плюс – на ресурсе указан телефон горячей линии, по которой можно узнать всю информацию, а также рубрика «вопрос – ответ», где есть ответы на самые популярные вопросы родителей.

Сейчас школы обслуживает только один подрядчик, его по итогам торгов выбрали в декабре прошлого года. Похожие услуги оказывает один из банков – технология аналогичная, разница в том, что всю информацию о ребёнке родитель может узнавать из бесплатного приложения. К этой системе подключены только три школы Воронежа. В ноябре минувшего года на встрече с губернатором Александром Гусевым обсуждалась перспектива подключить к системе и другие воронежские учебные заведения, однако пока дальше разговор дело не пошло.

Такие конкурсы по отбору поставщика питания в мэрии будут проводить раз в полгода, чтобы подрядчик каждый раз подтверждал способность обеспечивать воронежских школьников качественной едой. И вот тут, кстати, есть одно «но», если исполнитель работ сменится, то карту, скорее всего, придётся оформлять заново у нового предприятия. Как следствие, электронное «личное дело» со всеми данными ученика, привязанными к старой карте, придётся тоже восстанавливать. У самих инвесторов пока только одна проблема – найти место для установки оборудования в школьных фойе и коридорах.

– Есть определённые школы, где нет места даже для установки одного терминала. Мы со своей стороны прорабатываем вопрос – либо установка дополнительных кронштейнов, либо ещё что-то, какие-то разные схемы. Чтобы терминал был установлен, чтобы работал и можно было им пользоваться, – отметил директор филиала компании-поставщика школьного питания Владимир Ильин.

Воронежские родители пока что к новой системе присматриваются, но в целом ярых противников в городских школах и в управлении образования пока не наблюдают. Единственный момент, который может смутить – то, что кусок пластика можно легко потерять, особенно если речь идёт об учениках начальных классов. Здесь выход один – бэйджи с вкладышами, или брелки – карманы, которые можно прицепить к портфелю. Сами же школьники, по словам родителей, появление карты ждут с нетерпением.

– Чтобы понять, нужно это будет или нет, это нужно попробовать, внедрить. Дети вообще на ура! Насколько я понимаю, это будет интересная система подачи, для них – это как параллель каких-то сетевых вещей. Они могут выбрать, могут почувствовать себя более взрослыми, то есть, замечательно, – пояснила член родительского комитета школы №99 Лариса Багрянцева.

Пока что электронные карты – привилегия воронежских школ. В районах их главная задача – оградить ребёнка от неправильного питания – стоит не так остро, в посёлках рядом с учебными заведениями просто нет киосков с фастфудом, где дети могут потратить наличные на чипсы или газировку. К тому же число детей в сельских школах в десятки раз меньше, чем в городских – как следствие, затраты инвесторов могут не окупиться. Да и интереса к цифровым технологиями директора из глубинки пока не проявляют. Что же касается областного центра, если новая система приживётся в половине «опытных» школ Воронежа, то электронные карты школьника появятся и в остальных.