Тревожная неопределённость. Ждать ли воронежцам роста цен на бензин

Договор о заморозке цен на топливо действует до 31 марта.

4151
Вести Воронеж Юлия Амелина

Цены на бензин снизились почти на 20% – такие данные представил Росстат в конце февраля. С такой статистикой готовы поспорить владельцы авто. В отчёте ведомства речь идёт об оптовых ценах. Цифры розницы также впервые поползли вниз, правда, всего на пару десятков копеек. Почему купить бензин дешевле в Воронеже уже не получится, и ждать ли нового роста цен на горючее – об этом в программе «Факты».

Уже с начала января 2019 года цены на топливо поднялись примерно на 1,7%, причина тому – повышение НДС с начала года с на 2%. Неожиданностью ни для кого это не стало, поскольку о росте налога все знали. Однако розничные цены на заправках за 2 месяца практически не изменились, а снижение в конце февраля – едва ощутимое.

Так, средняя цена на воронежских заправках в декабре прошлого года на 92-й бензин составляла 42 рубля 48 копеек, месяц спустя – 43,5. В феврале – уже меньше на 30 копеек. 95-й в конце года продавали за 45 рублей и 91 копейку за литр, в январе он подорожал на 50 копеек, а через месяц – вернулся на прежнюю позицию. Динамику в ценах на дизель и 98-й сложно назвать снижением – к февралю оба вида подешевели в прямом смысле на 3 копейки.

Сейчас власти уверяют – после ноябрьского соглашении правительства с нефтяными компаниями о «заморозке» розничных цен ощутимого роста в ближайшее время можно не ждать. В том числе и благодаря инструментам налогового регулирования – введению так называемого «обратного» акциза для производителей топлива.

– Государство получило дополнительные доходы – за счёт того, что оно снизило экспортную пошлину и увеличило налог на добычу полезных ископаемых. За счёт этого частично компенсирует обратным акцизом эту экспортную пошлину. И это стимулирует наши предприятия заниматься модернизацией нефтеперерабатывающих заводов. Внедрению современных установок, отказу от так называемых самоваров, которые гонят на экспорт и после первичной переработки не выпускают конечную продукцию в виде 95-го класса, либо дизельного топлива 5-го класса. Поэтому здесь – это абсолютно правильная мера, – пояснил министр энергетики РФ Александр Новак.

Проще говоря, всю полученную в бюджет сумму налога на добычу полезных ископаемых, а это почти 11 трлн рублей за 6 ближайших лет – власти будут отдавать в виде обратного акциза крупным нефтяникам, чтобы им хватало прибыли внутри страны и они не ходили «налево», то есть, не ориентировались только на экспорт. Однако общественники считают такой способ не очень справедливым – ведь в итоге выгоду получают только крупные компании, у которых бизнес и так идёт неплохо.

– Обратный акциз на топливо, таким образом, нефтяные компании возвращают себе денежные средства в зависимости от объёма произведённого топлива. В августе прошлого года данные изменения были зафиксированы в федеральном законе №301, который внёс соответствующие изменения в налоговый кодекс. А С 1 января 2019 года постановлением эти события были закреплены. Что же мы получили в итоге, если раньше нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие компания, так называемые ВИНКи зарабатывали на автовладельцах, автолюбителях и простых гражданах, то теперь они ещё и зарабатывают из бюджета. Объём ассигнований на этот демпфинг, так называемую компенсацию упущенной прибыли, этим вертикально интегрированным компаниям равен годовому бюджету Российской федерации на образование и здравоохранение в сумме, – отметил президент ассоциации топливного рынка Воронежа Алексей Трепалин.

Есть также мнение, что такое ручное управление с помощью налогов вряд ли будет эффективным для внутреннего рынка. Просто потому, что в любом случае налоговый режим для тех, кто торгует за рубежом, гораздо мягче. Да, есть экспортная пошлина, которая пока что останавливает активность российских топливных компаний на иностранных рынках, но она взяла старт на снижение и к 2024 году обнулится вовсе. А вот для торгующих внутри страны – налогов гораздо больше.

– У нас есть акциз, который составляет 20% от цены, и это очень много, а в случае экспорта – акциза нет, это тоже надо понимать. И у нас есть НДС, который тоже 20% , которого тоже в случае экспорта нет. Вот 40% сверху – то, что любые транспортные издержки, которые влияют на экспорт, они не перекрывают. То есть у нас с точки зрения налогов реализация на внутренний рынок при прочих равных гораздо менее выгодна, чем реализация за рубеж, – сообщил президент Независимого топливного союза РФ Павел Баженов.

На топливном рынке Воронежской области около 500 АЗС. Среди них – заправки от крупных вертикально интегрированных компаний, так называемых ВИНКов, которые сами производят и сами продают топливо на собственных АЗС. В регионе также немало сетевиков, то есть, заправок, работающих под одним иностранным или российским брендом, которые также могут принимать под крыло новых предпринимателей, используя франшизу. И самый незащищённый вид АЗС – независимые заправки, то есть, смельчаки, которые рискнули создать ИП, закупают топливо у нефтяных гигантов и торгуют бензином под своим собственным брендом.

– В нашей стране всё топливо, которое реализуется через официальные АЗС, произведено на одних и тех же нефтеперерабатывающих заводах. Сейчас продать и провести через колонку топливо, которое где-то там не по ГОСТу практически невозможно. У нас сейчас за этим следит и Росстандарт, и налоговая. Однако стоит отметить, что, если этот нефтеперерабатывающий завод выпустит партию с браком, то её получат все сети АЗС – от вертикально интегрированных компаний до независимо – сетевых и мелких владельцев. С 2014 года мы находимся под жёсткими санкциями со стороны международных правительств. Соединённные Штаты Америки, Великобритания, германия, Франция постоянно придумывают против нас какие – то санцкии, постоянно вводят какие-то меры. Сейчас у нас много сетевых станций, которые используют иностранные бренды и франшизы, и хотелось бы, чтобы при выборе АЗС граждане руководствовались принципом – какой же стране служит этот бренд, – пояснил президент ассоциации топливного рынка Воронежа Алексей Трепалин.

Однако все эксперты единодушны в одном – у цен на бензин в 2019 году есть только один путь — вверх, и единственным вопросом является лишь сценарий этого роста. У Минфина самый оптимистичный прогноз: не выше уровня годовой инфляции в 4−5%. Независимые же аналитики видят будущее рынка менее радужным. Их прогноз – рост примерно на 8 – 9%.

– Мы работает на рынке уже более 20 лет. Что касается цен на топливо, мы не можем на них повлиять, эти цены устанавливают правительство страны и крупные нефтяные компании, стремящиеся монополизировать отрасль. И если с 1 апреля вертикально интегрированные холдинги и власть изменят цены, то нам тоже придётся их менять, –территориальный управляющий сети АЗС ВТК Андрей Чудинов.

Небольшие региональные компании даже говорят о давлении со стороны ВИНКов. В декабре прошлого года одна из воронежских сетей даже жаловалась в ФАС. Результата, правда, никакого. Общественники в данном случае предлагают регулировать отношения мелких и крупных компаний на внутренних торговых площадках.

– В качестве решения – увеличение объёмов на биржу на нашу крупнооптовую площадку. За счёт этого у нас будут независимые компании и вертикальные компании будут в равных оптовых условиях , и это позволит рынок сделать более гибким и менее волотильным. То есть, он будет менее изменчив, будет значительно меньше возможности директивно влиять на ситуацию, потому что сегодня нефтяные компании могут разогнать рынок, если им это нужно – оптовый рынок. А вслед за ним – и розничный, – отметил президент Независимого топливного союза РФ Павел Баженов.

Ещё одна мера – отменить или хотя бы снизить налоговую нагрузку для компаний, работающих внутри страны. Даже минус 20% акциза – это запас для снижения розничных цен хотя бы до 35 рублей за литр, говорят эксперты. А экспортную пошлину на нефть надо, наоборот, повышать – опять же для защиты внутреннего рынка. Договор об «искусственной» заморозке цен действует до 31 марта. После чего на топливном рынке страны, скорее всего, снова наступит тревожная неопределённость.