«Рабский детский труд». Воронежских студентов возмутила бесплатная работа по подсчёту пассажиров
Эксперты назвали такой сбор данных для новой маршрутной сети бесполезным.
Сотни студентов опорного вуза отправили на остановки Воронежа, чтобы они за четыре дня пересчитали пассажиров общественного транспорта и помогли городским властям разобраться, откуда, куда и в какое время ездят воронежцы. Эта информация нужна для новой схемы дорожного движения. Документ за 28,4 млн рублей подготовит «РосдорНИИ». А вот студенты стоят на остановках бесплатно. Так же – бесплатно – работают и преподаватели. Их обязали объезжать остановки и контролировать студентов. Эксперты назвали эту затею бессмысленной, а результаты, которые получат подневольным трудом – неточными и бесполезными.
Зачем это нужно
Новая комплексная схема дорожного движения, которая будет действовать до 2032 года, станет основой для новой маршрутной сети общественного транспорта. Схема должна решить логистические проблемы города и улучшить транспортное обслуживание воронежцев, рассказали в мэрии. Но для начала нужно собрать большой объём данных.
– Нам нужно знать реальные выверенные цифры. Только на основе таких расчётов пассажиропотока можно принимать решения о серьезных вложениях средств и сил в преобразование системы общественного транспорта. К этому вопросу вы должны подойти безотлагательно и с очень большими силами, – поставил задачу мэр Вадим Кстенин.
Как это устроено
К работе привлекли тысячу студентов опорного вуза, сообщили в мэрии. Студенты всех факультетов 28 февраля, 5, 6 и 16 марта должны отправиться на остановки «для прохождения производственной, научно-исследовательской и других видов практик».
Утром с 6 до 11 часов и вечером с 16 до 20 часов студенты стоят на остановках и записывают время прибытия автобусов разных маршрутов и количество пассажиров, которые из них вышли и вошли. С помощью этих цифр в мэрии хотят скорректировать маршруты.
Присматривать за студентами направили преподавателей, которые должны объезжать остановки и следить, чтобы студенты работали. По словам одного из них, в дни подсчёта пассажиров жизнь в вузе замирает – преподавать и учиться там некому.
Как это организовано
По словам студентов, организацией работы всерьез не занимался никто. Студентов только распределили по остановкам и назначили проверяющих. И если изначально планировалось, что стоять на остановках придется по часу, то для многих из-за неразберихи этот час превратился в четыре.
– Естественно, за четыре часа легко замёрзнуть и заболеть. Поэтому и желающих было немного на такое. И в ход пошли угрозы, – рассказала журналисту «Вести Воронеж» одна из студенток.
– Студентам говорят, если они не будут принимать участие в подсчёте пассажиров, то лояльности пусть потом не ждут, – добавил один из преподавателей
Дорога до назначенной остановки – забота самих студентов. Проездные, которые организаторы выдали студентам, действуют только в муниципальных маршрутках. Водители остальных – удостоверения игнорируют, а многие, по словам молодых людей, ещё и хамят. В итоге, чтобы приехать на место к шести утра, многие за свой счёт вызывают такси. О безопасности молодых людей в отдалённых районах тоже никто не позаботился – не дали даже цветных жилетов со светоотражателями.
– Сегодня стояли по два часа на остановках – считали пассажиропоток. Мы бы, естественно, слились, но в этом случае нашим кафедрам прилетит. Остались только из уважения к преподавателям. Но что это вообще такое: согнали студентов, якобы на практику, включая первый курс, а некоторым там нет и 18 лет. Выдали бумажки от управления транспорта, якобы на бесплатный проезд. Водители автобусов их первый раз увидели и успешно слали нас на все четыре стороны. Горячая линия, указанная на талонах, не работала, ответственный трубку не брал. Инструктаж по технике безопасности не провели. А половина потом уехала с соплями, – написал в неофициальной группе вуза один из студентов.
Преподаватели, с которыми нам удалось пообщаться, со своими учениками согласны.
– Существует учебная программа, и студенты должны посещать те занятия, которые в ней значатся, а не стоять зимой на остановках. На практике студенты должны получать профессиональные навыки, а не играть в считалочку. Это занятие для детского сада, а не для вуза, – считает один из преподавателей.
В самом вузе рассказали, что участвовали в подсчёте пассажиров студенты исключительно на добровольных началах.
– Все студенты совершеннолетние, их решение является самостоятельным и мы, как граждане города, гордимся таким добровольческим движением в нашем опорном вузе. Участвуя в проведении данного исследования, студенты Воронежского опорного университета вносят вклад в развитие нашего города, проявляют заботу о его будущем, стремятся сделать Воронеж более комфортным для проживания, – отметили в опорном университете.
Там также добавили, что занятия в университете на время исследования не отменяли, а пропущенные пары студенты отработают позже.
Сопредседатель реготделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков назвал такую организацию работы «классикой жанра».
– Рабский детский труд, причем на самом деле – никому не нужный, - отметил он.
Что из этого получится
О точности полученных цифр догадывается любой, кто был студентом.
Юрий Новиков уверен, что результаты подсчётов будут не только неточными, но и бесполезными.
– Неужели никто не в курсе, что самая низкая мотивация – это «буду работать за еду» и «буду работать за зачёт»? Не в том у нас состоянии городское хозяйство, чтобы полагаться на мудрость и ответственность 20-летних счётчиков. Да, там есть ответственные люди, которые сделают свою часть на совесть, но какой процент? Предположим даже, что все студенты крайне ответственно подойдут к делу и даже в час пик будут с точностью до головы считать вышедших и вошедших. Проблема в том, что так давно не делают.
По его мнению, студенты просто не справятся с работой из-за отсутствия опыта и неверно поставленных задач.
– Если сегодня посадить студентов и посчитать, сколько людей едут из Придонского в Северный и из Шилово на левый берег ответом будет цифра «0». Просто потому, что сейчас таких маршрутов не существует. Из Шилово люди поедут до Цирка и счётчик добросовестно зафиксирует: из Шилово до цирка – 2000 человек утром. К сожалению, он не сможет их «пометить», чтобы другой счётчик, когда они пересядут у Цирка дальше, увидел – «ага, это шиловские, посмотрим, где они выйдут». Точно так же счётчик не способен понять – случайные ли пассажиры находятся в маршрутке или постоянные. Результатом такого исследованиям будет сегодняшняя сеть, за исключением ряда дублирующих маршрутов, – рассказал Юрий Новиков.
По его мнению, городским властям следовало использовать более современные и точные методы исследования пассажиропотоков.
– Для этого у мобильных операторов покупаются обезличенные данные о перемещениях абонентов по городу. Наши мобильники знают об этом городе все. Но «большая тройка + ТЕЛЕ-2» – это не студенты. Тут придется денег заплатить. Нужно брать мобильные данные, как это делает мэр Москвы Сергей Собянин, и считать на их базе. Мы надеемся, что и в Воронеже проявится политическая воля и пройдет команда профильным структурам перестать заниматься ерундой и начать реальную работу по построению новой сети, –подытожил Юрий Новиков.