«Чтобы коснуться неба». Воронежец рассказал о создании огромной «Обители ангелов» в Карелии
Лучший в стране резчик бензопилой работает над музеем деревянных скульптур.
Фото: со страницы Александра Ивченко в соцсети
От мечты до её воплощения – восемь месяцев. Именно столько времени нужно на создание музея деревянных скульптур «Обитель ангелов» в Карелии, которым занимается воронежец Александр Ивченко, лучший в стране резчик бензопилой по дереву, и его напарник Александр Алфёров. Сейчас большая часть пути уже позади, работа над скульптурами окончена, в мае их начнут собирать под куполом, а уже в июне состоится открытие музея.
Об идее «Обители ангелов» и о том, как эта работа оказалась самой большой и значимой в жизни в жизни мастера, рассказал корреспонденту «Вести Воронеж» сам Александр Ивченко.
О появлении «Обители ангелов»
За последние сутки мне поступили такие заказы – Баба Яга, садовый гном, старичок с веником для бани, два йоркширских терьера, голова лося. Всё это можно сделать быстро и хорошо, но ничего из этого не заставит людей смеяться, плакать, чувствовать, сострадать, думать. Это не искусство – ремесло. Мне же интересно вдохнуть в дерево не просто жизнь, а эмоцию. И вот представьте, что вместо очередной головы лося я слышу: «А давай сделаем что-то настоящее?» Эти слова прозвучали от Ирины Солонович, одного из организаторов фестиваля деревянной скульптуры «Забытое прошлое», который прошёл в городе Лахденпохья в сентябре прошлого года, где я был в числе участников. Никакого музея на тот момент не было. Были просто энтузиазм и мечта. И этот проект создан, чтобы каждый из нас мог коснуться неба.
О жителях Обители
Мы не выдумывали наших героев. Они как будто уже висели в воздухе, нам просто надо было их увидеть и воплотить. Они появлялись в в разговорах, в результате какой-то интересной игры. Ирина делала ход: «А что если ангел будет играть на белом рояле?» И я тут же видел этого ангела и говорил: «Но вместо струн и молоточков голосом рояля будет маленький человек – слепой уличный скрипач». Тут же идею подхватывал мой напарник Александр Алфёров и вносил что-то свое. Это определённая вселенная, которая живет по своим законам, которым подчиняются все персонажи.
О центральной композиции
В Обители представлено три уровня – божественный, ангельский и человеческий. Вот представьте центр композиции. «Игровое поле» – доска площадью 25 «квадратов» и высотой около метра, как раз уровень восприятия зрителя. На это поле опускается с небес рука Создателя – 6,5 м от локтя до кончиков пальца, собранная из 4 тыс. элементов. Она расставляет фигурки людей ростом 30 см, и на разных клетках поля разыгрываются самые разные сюжеты – любовь и ненависть, богатство и бедность, молодость и старость. Люди периодически с доски падают, и тут уже начинается мир ангелов. Есть, например, ангел-дворник, который их сметает в мусорный ящик, в котором все равны. В частности, на совке у дворника лежит фигурка Наполеона.
Есть мальчик и девочка. Мальчик набрал охапку этих фигурок и подает девочке, а девочка, пока никто не видит, украдкой ставит человеческие фигурки назад на доску – даёт второй шанс. И все ангелы так или иначе живут, страдают, любят, взаимодействуют с людьми. Их около двух десятков.
Об уникальности
В сборе это будет нечто уникальное и новое – такого в мире из дерева пока никто не собирал. Есть музеи деревянной скульптуры, где их собраны сотни экспонатов. Но единой деревянной композиции на 300 «квадратов» пока нет. И на сегодня это самая большая по форме, содержанию и значению моя деревянная работа.
Фото – со страницы Александра Ивченко в соцсети