Музей войны на колёсах. Как в Воронеже встречали «Поезд Победы»
На перроне собрались тысячи горожан.
Воронежский вокзал в современной истории, похоже, никогда не видел столько встречающих сразу. Тысячи горожан пришли на перрон к «Поезду Победы». На железных дорогах проект существует с 1995 года, но на ЮВЖД в таком формате проходит впервые. В уникальном составе наглядная история войны. Тут и вагон-салон того, кем восхищался Сталин – маршала Конева, и те самые «теплушки», да и сам паровоз – редкость. Это ещё довоенная модель. Увидела и изучила раритет корреспондент «Вести Воронеж».
Прибытие этого поезда, кажется, популярно не меньше, чем одноименная лента братьев Люмьер. Тут момент ловят сразу сотни камер. Встречающих на перроне рекордно много. В Воронеж победный состав приходит так звучно, что уши закладывает от его гудков.
Сюда он ехал почти неделю. Отправился в путь символично – из Прохоровки. Железную дорогу до Ржавы тут в 1943 году строили местные жители – в основном женщины и подростки. В итоге она помогла выиграть Курскую битву. Этот «Поезд Победы» прошёл через пять областей. Во главе столичный паровоз-ветеран, 1933 года выпуска.
Таких довоенных паровозов на ходу у РЖД 15. Этот восстановлен два года назад. Но он не просто музейный экспонат, он – трудяга. Сейчас выполняет маневровые и вывозные работы. Теперь ещё и путешественник. Кстати, запаса воды в нём хватит на 100 километров, а угля на все 400.
Подливает воду и засыпает уголь кочегар. В свои 86 лет эта «Эм»-ка разгоняется до 60 км/ч. Апрельский победный маршрут, говорят, прошла по графику. Чтоб управлять ей, машинисты учатся на специальных курсах. А все желающие увидеть «сердце» паровоза – занимают очередь.
– Паровоз – живой, он дышит, разговаривает с тобой. Какие замечания, он сразу об этом говорит своими движениями. Паровоз машинисту надо чувствовать. Я не ожидал, как люди меня встречают – от Прохоровки до Воронежа. Большие глаза округленные, – поделился машинист паровоза Василий Рясков.
Так называемые «теплушки» спустя 74 года снова проверяют на вместимость. Надпись гласит: «Рассчитаны на 40 солдат или восемь лошадей». На поезде Победы в Воронеж вернулся и этот дошедший до Берлина участник войны – наша легендарная «тридцатьчетверка».
В вагоне-музее воронежцы охотно берутся за оружие. Самых маленьких интересуют невиданные пулемёт «Максим», винтовка Мосина, ППШ и даже стреляные гильзы. Тех, кто постарше – ещё недавно «закрытая информация» с карт и диаграмм.
– 1942 год – это Сталинградское сражение. Здесь можно узнать о том, какие станции бомбили, сколько бомб падало на них. И 1943 год – это Курская дуга, здесь информация, какие станции были в оккупации тогда. Эти документы были засекречены, строгой секретности. Их только в 1995 году их рассекретили, – рассказала начальник подразделения по сохранению исторического наследия ЮВЖД Валентина Кашевская.
С помощью поезда хотели дать воронежцам прочувствовать, как фронтовики возвращались с войны, говорит начальник ЮВДЖ Сергей Задорин. Состав – живой рассказ о героизме работников железной дороги, её роли в войне, отметил заместитель губернатора Сергей Трухачев.
– Поезда обеспечивали бесперебойную доставку войск, техники, продовольствия. Поэтому всегда были одной из главных мишеней вражеских орудий. Символично, что маршрут поезда проходит по местам жестоких сражений. В нашей области запланировано три остановки – в Лисках, Поворино, Воронеже, – прокомментировал заместитель губернатора Воронежской области Сергей Трухачёв.
– Это точно такой же поезд, который прибывал сюда 74 года назад, который вёз воинов-победителей. Об их подвиге помнить мы должны всегда, – отметил начальник Юго-Восточной железной дороги Сергей Задорин.
Напоминать будет «Поезд Победы». Исторический проект в ЮВЖД теперь сделают ежегодным.
– Это очень востребовано, это нравится всем зрителям, всем, кто приходит посмотреть на «Поезд Победы». Поэтому для себя ставим задачу на следующий год расширить экспозиционную часть, расширить именно визуальное представление о тех годах. Воевал же не только Т-34, воевали «Катюши», – поделился заместитель начальника ЮВЖД по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Трошин.
Музеи обещали помочь. Кстати, прежде чем брать в путешествие, таких «металлических пассажиров» чистят и красят. Какую технику точно прокатят на поезде победной 75-ой весной – пока ещё интрига.