Бизнесмен из Воронежа собрал уникальную коллекцию коммунистических знамён
Она является третьей в мире по численности экспонатов.
Уникальные кадры первомая 60-х годов прошлого века сохранились в архиве ГТРК «Воронеж». На старой плёнке видно, что людей на демонстрацию собиралось значительно больше. В руках – огромные плакаты с изображением Ленина и Брежнева, а также лозунги «Внешнеполитический курс КПСС одобряем». Кстати, коллекцию знамён, которые тоже есть на этих кадрах, собирает житель Воронежа. Такие, рассказывает, могут стоить миллионы рублей. Собрание Юрия Лаптева – третье по численности в мире.
Офис бизнесмена Юрия Лаптева – будто машина времени – переносит посетителей прямо в прошлый век. Стены и мебель вокруг увешаны коммунистическими знамёнами. Вышивка и аппликация на них – только ручной работы. Сложно, говорит коллекционер, было найти, например, рисунок с Лениным и Сталиным вдвоём. Создавать их могли только ударники соцтруда. Правда, после смерти вождя народов в 1953 году отношение к нему поменялось – с полотен тот стал пропадать.
– Та власть стала вырезать слово «Сталин» и вырезать стали аппликацию, где находились Ленин и Сталин.
По иронии судьбы, первые знамёна носили церковный шрифт. Артели тогда уже подчинялись новой власти, но привычки поменять не успели.
Сам Юрий Лаптев коллекционировать все это начал случайно. Сначала, рассказывает, собирал с сыном мини-копии автомобилей, позже первое знамя ему подарил друг.
– По стоимости иногда реставрация стоит больше, чем номинал самого знамени. Знамя – это не массовый продукт, как флаг. Соответственно, знамя олицетворяет собой символ. Те знамёна, которые вы увидели, не имеют массового порядка. В Советском союзе жили где-то 280 миллионов человек, а некоторых знамён, которые вы видели, нет и сотни штук.
Некоторые знамёна мужчина отдаёт на выставки. В планах Юрия Лаптева – открыть собственный музей. Правда, пока, рассказывает, это лишь задумка. Цель ближайшего времени – книга. Написать об этих символах советской эпохи на русском и французском языках он хочет вместе с другим коллекционером – парижанином российского происхождения Пьером Знаменским.