Пустые дороги и трамваи. Как воронежцы жили без пробок в час пик

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Пустые улицы и уже ретро-автомобили. Именно так выглядел наш город во второй половине 20 века. Эксперты называют транспортную систему того времени «пересадочной» – это значит, что популярностью пользовался общественный транспорт, который редко довозил до нужной точки.

Авария, которая, буквально парализовала движение. Столкновение трамвая и самосвала ГАЗ в 70-х годах прошлого века – крупнейшее событие. Вокруг собираются десятки людей. Водитель грузовика, видимо, забыл пропустить общественный транспорт. Знаки приоритета тогда ещё редкое явление. Все, в основном, действуют по правилу «помеха справа».

В часы пик по оживлённой для того времени дороге бегут люди, едут трамваи и даже повозки с лошадьми. Зато на проспекте Революции движение контролирует местная знаменитость – инспектор ДПС Георгий Богданов, которого воронежцы зовут просто Дядя Жора. На своём посту он стоял зимой и летом, в любую погоду.

Личный автомобиль в этом потоке транспорта редкая находка. Те, что есть на дороге, в основном марки «Волга». Главный автомобиль того времени, именно к концу 60-х стал доступнее и для обычных граждан. Хотя увидеть его чаще можно всё же у административных зданий. Пробок на этих улицах нет – машин было в разы меньше.

– В настоящее время уровень автомобилизации составляет по данным агентства Росстат порядка 350 автомобилей на 1000 жителей. Если ранее при проектировании использовался уровень автомобилизации – это где-то порядка до 100 автомобилей на 1000 жителей, то с учётом того, что этот уровень вырос, мы сами видим, что в городе возникают трудности, связанные с пропускной способностью, – пояснил доцент кафедры организации перевозок и безопасности движения ВГЛТУ Эдуард Бусарин.

Основной транспорт для воронежцев во второй половине 20 века – общественный. На нём, по данным экспертов, передвигалось около 90% жителей города. Маршрут автобусов, например, был довольно ограничен. Они довозили людей из центра до окраин, куда дорого было трамвайные ветки и троллейбусные сети. Поэтому и людей в них, зачастую, было битком.

Кстати, в автобусах хоть и было довольно тесно, зато ходили они гораздо быстрее современных. Например, от Пушкинской до Молодёжного доехать можно было за полчаса. Всё потому, что у водителей были очень жёсткие графики, опаздывать было нельзя. На то, чтобы посадить и высадить пассажиров давали полминуты, для разворота на конечной – всего 2. Проезд стоил 5 копеек.

Впрочем, акцент в то время делали всё же на электротранспорт. Трамваи хоть и ездили довольно долго – зато линия для них протянута была почти через весь город. Чуть позже на улицах появились и троллейбусы.

– Доминировали тогда состав большой провозной способности. На кадрах, я думаю, можно увидеть даже тройники трамваев, хотя это была, конечно, редкость, чаще у нас трамваи ходили системами из двух единиц. И, конечно, это способствовало тому, что мы экономили большую часть усилий и ресурсов. Но, надо сказать, что нередко тогда люди ездили в ужасной давке. То есть, транспорта тогда было очень мало, недостаточно на город, – отметил сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков.

Сейчас, по словам экспертов, транспорта в городе избыток. Впрочем, поучиться у Советского времени есть чему. Например, приоритет электротранспорта над автобусами, большее количество пешеходов и простое уважение между участниками движения, говорят, улучшило бы дорожную ситуацию. Задержки транспорта, уверяют, тогда были в основном из-за излишней вежливости водителей, когда они не могли решить, кто поедет первым.