Выживут только в заповедниках. Воронежские учёные оценили последствия массовой гибели пчёл

Специалисты уже говорят о подорожании мёда.

После того, как сюжет «Вести Воронеж» о массовой гибели пчёл вышел в эфир, в студию позвонили ещё несколько пчеловодов из Хохольского района.

На видео, которое прислал пчеловод из посёлка Троицкий Эртильского района, видно, что обитатели улья частично погибли, остальные – в заторможенном состоянии. Рядом – тоже обрабатывали поля. А в управлении ветеринарии области рассказали, что случаев, известных специалистам, ещё больше – пчёлы также погибли в Новохопёрском районе, Нижнедевицком и Таловском.

Что стало причиной мора, предстоит выяснить ветеринарам, если владельцы пасек к ним, конечно, обратятся. Получить компенсацию от аграриев, отравивших пчёл, владельцы насекомых могут только в одном случае, если все документы у них изначально были оформлены по закону. Например, нужно иметь на руках соглашение с владельцами полей, поблизости к которым пчеловоды вывозят передвижные пасеки.

– В 90% случаев пасечники, выезжая в поля, не заключают эти соглашения. Есть часть владельцев пасек, которые даже не обращаются в ветеринарную службу, не регистрируют эти пасеки, соответственно, не получают ветеринарно-санитарные паспорта на пасеки, в которых прописываются все исследования, на паразитарные заболевания, на вирусные заболевания, причём ряд вирусных заболеваний при выявлении влечет карантин. Прежде всего, я бы владельцам пасек порекомендовал обратиться в ветеринарную службу, чтобы организовать комиссионный отбор проб павших пчёл для проведения лабораторных исследований по установлению причины падежа, – отметил заместитель руководителя управления ветеринарии Воронежской области Игорь Болдырев.

В прошлом году случаев падежа пчёл ветеринары насчитали более 30 – это только официально подтверждённые анализами данные. Больше всего их погибло в Панинском районе. Во всех случаях причина – отравление пестицидами, самый популярный – цигалотрин.

Пчеловоды говорят, что случай в этом году вопиющий, такого массового падежа не было десятки лет.

А вот учёные, например, считают, что предупреждения об обработке полей ядами, могут и не сработать – и вообще, пчёлы в области давно находятся в смертельной опасности из-за развития химической промышленности. Ситуацию прокомментировал специалист по пчёлам из ВГУ, кандидат биологических наук Алексей Лопатин.