Экономили и спешили. Как советские строители испортили дороги в Воронеже

Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».

Уже на этой неделе дорожники заканчивают укладку нового асфальта на улицах Воронежа. И мы решили вспомнить, как это делали в советское время. Основные дороги города появились после войны. А только к 1970-м годам на улицах нарисовали разметку и установили знаки. Как создавали улично-дорожную сеть Воронежа, в сюжете корреспондента «Вести Воронеж» Регины Хартюновой.

Огромный земляной вал, на фоне которого даже трактор кажется игрушечным. И всё это было прямо в центре Воронежа. Пригорок, наверняка, многие из вас и не помнят – его срыли ещё в 1964 году. Всё для того, чтобы расширить улицу Степана Разина. Там уменьшили уклон, а ранее – убрали трамвайные рельсы и булыжное покрытие. Причём, даже жильё воронежцев преградой для изменений не стало – старые дома на спуске сносили.

Активно развивать уличную сеть Воронежа стали именно в 60-х годах прошлого века. Чтобы строить дороги было необходимо новое оборудование. Например,  виброкаток. Тогда это была суперсовременная техника. Аппарат, конечно,  отечественного производства. И, о, чудо, на радиоуправлении – антенну для этого сделали больше метра в длину, а пульт для катка был предельно простой. Всего пять рычагов контролировали его газ, тормоз, а также работу вибрации. Такая машина была редкостью. Те, кто работал в советское время, вспоминают, спецтехники в регионе не хватало.

– Кроме гладковальцовых катков и укладчиков брянского производства на территории региона ничего не было, кроме этих катков старых. Купить практически, даже при деньгах, которые мы зарабатывали при строительстве дорог, нечего было. Техники не было, – вспоминает руководитель Россошанского дорожного ремонтно-строительного управления Валерий Ярышев.

Каждый дорожник во второй половине 20 века – словно шеф-повар на кухне. Асфальтобетонное покрытие они укладывали буквально на глаз. Эксперты говорят, одна из двух главных бед России пошла именно из советского времени. Всё потому, что в послевоенные годы нужно было строить дёшево и быстро. Из-за этого, в том числе, на территории Воронежа до сих пор не хватает ливнёвок.

– Город бомбили, город разрушали, и те воронки, которые были, их засыпали. Всё это затрамбовали, но они остались и оказывают влияние. Сам асфальтобетон нагрузку не несёт. Он должен её передать на нижний слой конструкции. А он состоит из битого кирпича и старого бетона и известняка Елецких карьеров. Он не морозостойкий и очень непрочный. Нельзя экономить на фундаменте и собственном желудке. Это я рассказываю студентам на самой первой лекции, – поделился заведующий кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог ВГТУ Владислав Подольский.

Чтобы покрыть асфальтобетоном километр дороги – это длина всей улицы Пятницкого – сейчас нужна лишь ночь. А во второй половине 20 века этот процесс занимал дня четыре. Причём, качество покрытия было далеко от современного. Самым распространённым считался тип «Г» – сейчас таким покрывают лишь тротуары.

Советские водители грейдеров и асфальтоукладчиков – были профессиональнее. Это признают и современные дорожники. Работать в этой сфере было престижно. При этом трудиться качественно людей мотивировали деньги и желание создавать то, чего в стране никогда не было.