«Старая система порочна». Как новый контракт с перевозчиками изменит воронежские маршрутки
Минтранс РФ утвердил типовой договор на пассажирские перевозки.
Министерство транспорта утвердило три варианта типовых контрактов с автотранспортными предприятиями, рассказал корреспонденту «Вести Воронеж» председатель инициативной группы перевозчиков Владимир Георгиевский в среду, 31 июля. Теперь воронежским властям предстоит определиться, какой из договоров уместнее для заключения с городскими компаниями – действующие контракты истекут в 2020 году.
В чём суть контракта
– Во-первых, для определения перевозчика нами теперь будут проводиться конкурентные открытые конкурсы, в которых смогут участвовать транспортные предприятия из любого региона страны. Во-вторых, в контрактах очень чётко и подробно прописываются требования к подвижному составу, организации, осуществляющей перевозки, водителям, а за неисполнение контракта на предприятие будут накладываться штрафные санкции. В-третьих, предлагается новая схема расчётов, при которой доход предприятия зависит не только от количества перевезённых пассажиров, но и от безаварийной работы, соблюдении графиков движения, выполнении всех запланированных рейсов и отсутствия жалоб от горожан. Все эти нововведения должны помочь нам существенно повысить качество пассажирских перевозок в Воронеже, – объяснили в пресс-службе мэрии Воронежа.
Что должен изменить контракт?
Ни мэрия, ни перевозчики не отрицают справедливость претензий пассажиров к существующей работе общественного транспорта – речь идёт и о состоянии автобусов, и поведении водителей, и невозможности сесть на маршрутку после 21-22 часов.
– Действующая система порочна, и усилий перевозчиков по контролю водителей явно недостаточно. Так, утром на инструктаже водители всё послушают, а стоит выехать за пределы автобазы, продолжают нарушать ПДД. Новые договоры могут изменить ситуацию, – считает Владимир Георгиевский.
По его словам, три варианта договора предусматривают разные варианты оплаты – за каждого пассажира (как сейчас), за километры пути и за часы работы. Выбор второго или третьего варианта избавил бы город от «одной из самых страшных проблем» – от гонок за пассажирами, считает Георгиевский.
– Кроме того, если бы оплату перевели с количества человек на время, водители были бы заинтересованы обслуживать город качественно, в том числе в вечернее время. Сейчас, когда автобусы катаются впустую, это приносит лишь убытки, – отметил председатель инициативной группы перевозчиков.
Станет ли система перевозок прозрачнее?
Ещё одно ключевое отличие нового контракта от старого – он предусматривает передачу всех денег от исполнителя напрямую к заказчику.
– Другими словами, автобус работает на линии месяц, и все деньги уходят в муниципалитет. Спустя месяц подписываются акты выполненных работ, проводится сверка расчётов, и тогда муниципалитет из бюджета оплачивает работу перевозчика. Контракт предусматривает и возможность аванса – в этом случае по итогам месяца после предоставления отчета заказчик либо доплачивает перевозчикам, либо делает перерасчёт, если те не выполнили какие-либо условия договора, – объяснил Владимир Георгиевский.
Ранее сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков назвал эту схему глубочайшим пороком контракта, считая, что нововведение «будет порождать и нецелевые расходы, и неосновательное обогащение, причём одновременно».
Владимир Георгиевский же, наоборот, считает, что при введении оплаты за километры или за часы работы схема будет прозрачной, поэтому «действия перевозчика можно легко проконтролировать». Скорее, опасается Георгиевский, будет обратная ситуация – транспортным предприятиям могут не заплатить: «в других городах такие ситуации были».
Когда мэрия определится с итоговым вариантом контракта, пока не известно. Но чиновники уверены, что городской пассажирский транспорт изменится в 2020 году. Власти, помимо нового договора с перевозчиками, обещают обновление подвижного состава, новую маршрутную сеть, пересадочные узлы и реформу диспетчерской службы. И решают, на сколько станет дороже для горожан этот обновлённый общественный транспорт. Без повышения стоимости проезда, по словам перевозчиков, покупать автобусы им будет не на что.
Ранее перевозчики предоставили в редакцию «Вести Воронеж» новый вариант контракта, предполагая, что это именно образец договора, который будут заключать с транспортными предприятиями в 2020 году. Однако тогда в мэрии подлинность документа не подтвердили. А сейчас Владимир Георгиевский пояснил, что это был контракт на новый в Воронеже маршрут – и условия по нему оказались настолько жёсткими, что их не согласился выполнять ни один перевозчик.