Шахматы и родная русская речь. Какие новые предметы пообещали воронежским школьникам

Что ждёт ребят в новом учебном году?

4814
Вести Воронеж Юлия Амелина

В новый учебный год с новыми предметами. 1 сентября воронежские школьники увидят в расписании дисциплины, которых до этого не изучали. Например, учеников начальных классов ждут шахматы – так планируют повысить успеваемость учеников.

Кроме шахмат, обсуждают также введение в списки обязательных предметов ещё и второй иностранный язык. Плюс – планируют расширить изучение русского языка. За счёт трёх новых предметов – «Родная русская речь», «Родная русская литература» и «Литературное чтение» на родном языке в начальной школе. Окончательное решение об их введении в учебный план ведомство примет до конца августа, когда утвердят обучающий стандарт на 2019-2020 год.

Новые предметы, которые будут введены уже с сентября с вероятностью до 100% – как раз из области русского языка и литературы. По крайней мере, соответствующие строчки в аттестатах за девятый класс уже есть. Обучающие программы по новым предметам не дублируют содержание  русского и литературы, а имеют иную цель.

– Хочется показать русский язык как отражение, как зеркало русской культуры и развить творческое отношение к русскому языку. Поэтому планируется большое количество творческих, проектных, исследовательских заданий, – пояснила старший преподаватель кафедры педагогики и методики гуманитарного образования ВИРО Елена Васильева.

И здесь учителя большинства воронежских школ хватаются за голову – ведь в стандарте чётко прописано, что предметы нельзя изучать за счёт учебных часов традиционных русского языка и литературы. А где взять по 45 «лишних» минут на изучение трёх новых предметов, при этом соблюдая требования учебной нагрузки – неизвестно. Этот организационный казус каждой школе предлагают решать по-своему и «искать лазейки».

Далее. Второй иностранный язык. Тут воронежские чиновники путаются в показаниях. В управлении образования Воронежа заверили, что все школы города уже изучают два иностранных языка. Это, как правило, английский и немецкий или французский. В областном департаменте утверждают, что в Воронеже есть несколько «школ-полиглотов», однако обязательным для всех остальных предмет станет только с нового учебного года.

– Школа выберет язык, исходя из того, какие кадровые и материально-технические условия. И после проработки вопроса с родителями, этот язык может предлагаться для изучения, – поделилась начальник отдела Департамента образования, науки  и молодёжной политики Воронежской области Оксана Кузнецова.

Пока что самая сомнительная, по оценкам воронежских учителей, перспектива - это шахматы как обязательный предмет. Идея, впрочем, не нова. Сейчас дисциплину преподают почти в половине российских школ – это 18 тыс. учебных заведений. Учебный план – по часу  в неделю. Причём рост успеваемости детей, которые занимаются шахматами, составляет до 40%. В Воронеже предмет до этого года рассматривали только как дополнительное образование.

– Сегодня шахматы в рамках внеурочной деятельности присутствуют в 25 образовательных учреждениях, где есть преподаватели данного предмета. Сегодня это востребовано по запросу родителей, в школах при наличии достаточного количества помещений может быть и уже сегодня введён такой предмет, – отметила руководитель управления образования Воронежа Любовь Кулакова.

Учителя подтверждают – шахматы действительно развивает логику, стратегическое мышление и эмоциональный интеллект, повышают математические способности и развивают творческое начало. В Минпросвещения также уверены, что шахматы помогут отвлечь детей от компьютерных игр. При этом затраты на введение предмета минимальные – программное обеспечение есть, закупить нужно только демонстрационные доски и фигуры. Обучать планируют основам, и даже в районных школах, и для этого даже уже есть учебники. И вроде бы всё звучит хорошо, однако в случае Воронежской области есть одно веское «но».

– О каких кадрах мы говорим, когда их не хватает даже для специализированной шахматной школы? Вдумайтесь, у нас в Воронеже – более 100 общеобразовательных школ. Это минимум надо или 50 тренеров на две школы найти, или 100 тренеров. Где вы возьмёте их? Их надо было готовить, – подчёркивает президент Шахматной федерации Воронежской области Юрий Селявкин.

А их не готовили. И обучающих семинаров не проводили. И будут ли проводить – пока неизвестно. Так что шахматы в воронежских школах так и могут остаться лишь в планах чиновников. Зато другие предметы – «ОБЖ», «Информатика» и «Технология» – в этом году должны стать интереснее. Сельских учителей научили работать с 3D-принтерами, квадрокоптерами и робототехникой.

Обучение проходило в воронежском «Кванториуме». В проекте приняли участие 113 учителей из 63 сельских школ нашей, а также Саратовской и Самарской областей. В самих школах уже кабинеты подготовили – по последнему слову техники, пространства назвали «Точки роста».

В новом учебном году почти восемь тысяч учеников области пойдут в новые школы. В 2019 году их примут девять новостроек – в районах области, шесть – в самом городе, среди них – две пристройки  к уже существующим школам. Кстати, так много новых школ одновременно в Воронеже ещё не открывали.

– В этом году открываются новые школы в микрорайоне Боровое, в микрорайоне Артамонова-Чуева – в районе интенсивной застройки. Также в микрорайоне Озерки и микрорайоне Олимпийский. Это позволит увеличить количество мест в школах более чем на пять тысяч, – рассказала Любовь Кулакова.

Также в восьми регионах страны запустят пилотный проект «Культурные нормативы для школьников». Ученики разных классов будут посещать музеи, выставки, концерты классической музыки и прочие культурные мероприятия. После – записывать свои впечатления в электронных или бумажных дневниках, и в конце года сдавать нормативы.