Реконструкция или снос. Как Воронежский театр оперы и балета готовится к «перезагрузке»
Решения о судьбе объекта меняются изо дня в день.
Реконструкция или снос – решения о судьбе театра оперы и балета меняются изо дня в день. Версии общественников, строителей и властей расходятся, техзадания нет, к разработке проектной документации не приступали.
Зданию Воронежского театра оперы и балета без малого 60 лет. С тех пор капитально ремонта так и не случилось, износ конструкций сегодня достигает 60%. О реконструкции говорят ещё с 2016 года, однако только в этом году дошли до стадии рассмотрения её вариантов.
– На суд властям и местным градостроителям представили два эскиза столичных архитекторов – Сергея Куцевалова и Олега Мельникова. Предпочтение отдали первому варианту, автор которого ранее работал над проектами московских Театра наций, Студии театрального искусства, «Современника» и Театром Олега Табакова, а также проектировал новое здание воронежского Камерного театра, – рассказал директор Воронежского государственного театра оперы и балета Александр Арнаутов.
Однако размеры используемых площадей прежними уже не будут – согласно предложенному эскизу, площадь здания увеличится в два раза – с 9 до 19 тысяч квадратных метров.
– Возможно размещение недостающих площадей в подземном пространстве и под крышей. Это то, что раньше не использовалось. Мы уходим под землю, там размещаются складские помещения, репетиционные зоны, в антресольной части также есть репетиционный зал. Также планируется строительство резервного здания, сейчас такое есть напротив Центрального рынка, но оно двухэтажное. Планируется увеличить его до пяти – шести этажей, и набрать необходимые шесть тысяч квадратных метров – для тех нужд, которых театру сейчас не хватает, – отметил помощник губернатора Константин Кузнецов.
Конкурс на разработку проектно-сметной документации объявят уже осенью, обойдётся она примерно в 47 млн рублей. Над проектом начнут работать в следующем году, а к строительным работам приступят в конце 2021 года. Обойдётся все это примерно в три миллиарда рублей. Сам автор проекта уверен, что побывать зрителям в новом здании, по самым оптимистичным прогнозам, удастся не раньше 2023 года.
Проектирование должно быть параллельно технологическое, строительное и инженерное. Всё должно быть взаимосвязано.
Объект тяжёлый, сложный. Там же нужно ещё провести какие-то архитектурные изыскания – снять образцы с капители, со всех элементов, потому что это – родные элементы, и это должно быть повторено. Нам нужно законсервировать, собрать, сделать обмеры зала – это очень большая подготовительная работа, – пояснил архитектор Сергей Куцевалов.
Главное условие всего этого большого оперного ремонта – сохранить стилистику нынешнего облика театра. Колонны, капители, элементы украшения фасада, размеры окон, интерьер. То есть по сути это будет новое здание в эстетике старого.
– Вы зайдёте, у вас большое фойе, два гардероба будут находиться слева и справа. Впереди будет большая лестница, которая будет вести на первый этаж, в большое фойе – для входа в зал. Все туалеты мы умещаем под зал. На каждом уровне будут находиться буфеты, которых хватит всем. Нужно оставить форму зала, как она существует, и увеличить его объём, – рассказал Сергей Куцевалов.
Ещё один объект, который останется на прежнем месте – это Пушкинский сквер рядом с театром. Как считает Сергей Куцевалов, липы и клёны, обрамляющие здание с правой стороны – уже неотъемлемая часть образа театра оперы и балета. Сейчас сквер преображают. Территорию замостят гранитной плиткой, дополнительно озеленят и разобьют новые цветники, а также установят освещение, лавочки и малые архитектурные формы.
Реконструкция, если она всё-таки свершится, поможет привлечь нового зрителя. А иначе зачем всё это? Пока воронежский оперный сложно назвать очень популярным, потому как балет и опера – всё- таки искусство не для всех. Средняя посещаемость – 15 тыс. человек в месяц. В конце сезона, разумеется, зрителей еще меньше – в районе пяти – семи тысяч. В целом за сезон в театр приходят 120 тыс. человек. Это не самый плохой показатель. Но и причина для этого весьма прозаичная – цена на билеты от 100 рублей. Кстати, у воронежцев есть явные вкусовые предпочтения – в пользу хореографического искусства.
– Балет однозначно популярен, потом оперетта, сегодня так же идёт рост интереса к сказкам. Если было одно время падение посещений, то сейчас, поскольку мы каждый год обновляем сказки, зритель ходит на них. Мы вернули абонементы – по три спектакля. В прошлом году у нас было шесть абонементов – практически все на аншлагах прошли спектакли. Более низкие цены, и человек может посетить три постановки – балет, оперу, оперетту, – объяснил директор Воронежского государственного театра оперы и балета Александр Арнаутов.
Однако никакие даже самые дорогостоящие ремонты не смогут наполнить театр зрителями, если в нём не будет интересных постановок и проектов. За последние пару лет театр, несмотря на скандалы с экс-худруком, голодовками артистов, недостаток финансирования, всячески старается удержать зрителя и ежегодно обновляет репертуар. Сейчас, например, готовят премьеру к открытию сезона – «Снегурочку» Римского-Корсакова.
Два года подряд премьерные спектакли театра номинируют на «Золотую маску». Кстати, впервые за 20 лет. И этот факт уже повод для гордости, хоть саму премию театру пока не дали. Тем не менее, и эти достижения могут сойти на «нет» банально из-за недостатка финансов. Сейчас даже средняя зарплата солистов 27 – 28 тыс. рублей. По сути, труппа живёт в режиме вечной экономии.
– Регион должен прежде всего понять: искусство оперы и балета – это дорогое искусство, это то, во что нужно вкладывать. Причём вкладывать деньги не только в здание театра, не только в постановки театра, которые сами по себе дорогостоящие, но и вкладывать в человеческие ресурсы. Певцы, у которых есть голос и талант, просто уедут либо в другой город, Москву, например, или за границу, где сейчас платят совсем другие деньги в спектаклях, – отметил генеральный директор Большого театра России Владимир Урин.
Ближайший сезон труппа проведёт в старом здании. Заявку на федеральное финансирование реконструкции направят только в 2020 году. Во время ремонта солисты будут ютиться в Концертном зале.
Кстати, по этому поводу администрация театра беспокоится – согласно общемировой тенденции, «бездомная» труппа может потерять до 50% состава. Как правило, артисты, оставшиеся без работы или находящиеся в длительном отпуске, расходятся по другим творческим коллективам. В этом случае новое здание театра рискует остаться не только без зрителей, но и без солистов.