«Голоса» из Воронежа. Как создавали колокола для главного военного храма России

Набор из 18 колоколов уже отвезли в Москву.

10031
Вести Воронеж Николай Колтаков

В Москву отлитые колокола провожают с оркестром и ротой почётного караула. Бронзовое многоголосие станет вестником 9 Мая в день 75-летия Великой Победы. 

Подбор из 18 кампанов – пока самый многочисленный ансамбль, сделанный колокололитейным заводом Валерия Анисимова. Главный – праздничный 10-тонный колокол, посвящённый всей армии, отливали самым последним. 

Со стороны подготовка к отливке колокола выглядит довольно буднично, хотя гул из огнедышащей печи, что называется, внушает трепет. По традиции, сплав меди и олова размешивают берёзовым бревном, – другое дерево не подходит. Отливать колокол то и дело мешал проливной дождь.

– В дождь заливать опасно, потому что самое страшное, что может намокнуть форма. И это испортит нам весь процесс отливки, – поделилась директор завода Валерия Анисимова.

Дав металлу разойтись, печь наклонили и ломом выбили чугунную пробку. Откуда тотчас огненным ключом вырывался  расплавленный металл.  В это время нужны  искусность и ловкость рабочих, чтобы колокольная бронза лилась ровно, исподволь, по мере вливания в форму, и не переполняла желоба. В противном случае она тотчас же выступает, выливается на землю и тогда – вся работа пропадёт, и колокол надо вновь переливать.

– На колоколе присутствуют медальоны, посвящённые теме Великой  Отечественной войны. Эскизы разрабатывала студия Грекова, – рассказал дизайнер колокольного центра Александр Шаров. – Работали в непосредственной связке со cретенскими архитектурными мастерскими, поэтому использованы  элементы декора, орнаменты  в  стилистике храма. На колоколе можно будет даже предварительно подсмотреть какие-то моменты. 

Самый большой колокол ансамбля – история Великой Отечественной войны. На 16 медальонах её ключевые моменты – от обороны Брестской крепости до взятия Рейхстага.

Картинки узнаваемы: они с открыток и книг. Подбор получился праздничным.

Звонница главного военного храма России будет иметь уникальный звукоряд. Все 18 кампанов позволят исполнять не только исторические звоны, но и создавать новые.

Главное достоинство каждого из колоколов в том, чтобы они были звонки и имели густой и сильный гул, который происходит тотчас же за ударом колокола, и явственно слышится спустя некоторое время.

– Некоторые колокола дают настолько благородный звук, который поразительно схож со звучанием благовестников Московского Кремля. 4-тонный колокол, например, мне напомнил звучание колокола «Медведь» в Кремле. Вот так, один из Благовестников близко и красиво совпадает… Действительно, этот колокол отливался по типу старинных колоколов, которые делали литейщики пушечного двора.  Пожалуй, не всегда такое качество звучания можно достигнуть, – поделился руководитель Даниловского колокольного центра Иеродьякон Роман.

Воронежские колокола поражают не только формой и искусством исполнения, но и красотой звука.  Красный звон – значит красивый. Он прозрачен и приподнят, воплощает русскую любовь к жизни. На звуки зазвонных колоколов накладываются перезвоны средних с ударом – низкоголосового колокола. Он имеет свою особую мелодию.

– Это совершенно новое слово. Есть кельтские мотивы. Всё это переплетается и создаёт особое впечатление, которое хорошо характеризует идеи самого храма и антураж с его интерьерами, –

Колокола уникальны и по оформлению – недаром их сравнивают с лучшими образцами работ старых мастеров братьев Самофаловых.

Ещё в начале весны колокола наряжали. Нанесением орнаментов занимались целую неделю. Очень трудоёмкий и важный процесс. Чтобы из-за холода восковые детали с гипсовых форм не падали, в цехах было жарко.

– Сложности были в том, чтобы результат совпал с эскизом. Чтобы совпадали пропорции. Чтобы всё было, как на эскизе, все размеры. Во время работы бывало, что иногда переставляли орнаменты и текст. Обычный рабочий процесс, – отметила оформитель колокололитейного завода Мария Зубарева.

После отливки колокола обрабатывают шлифовальными машинами, удаляют остатки опоки, наводят глянец.

Малые колокола пришлось подтачивать, чтобы «пели» гармонично.  А вот большими – эксперты  остались довольны. 4-тонник,  отлитый  в честь сухопутных войск,  сразу зазвучал  как вечевой колокол.

– Так сложилось, что зачастую надо отливать колокола очень быстро. Если традиционно большой колокол мастера вертели и крутили форму, и на это уходило до полутора лет, то сейчас нам нужно было уложиться за полгода и отлить целый набор колоколов. И мы с этим справились, – рассказал генеральный директор колокололитейного завода Валерий Анисимов.

Перед отправкой в Москву барельефы ещё раз натирают до блеска, словно латунную бляху на солдатском ремне.

Самые тяжёлые колокола поднимают, чтобы упаковать.

Все кампаны с «языками», но до Москвы они будут молчать.  Чтобы не ёрзали в пути, им обивают «юбки». Низ фиксируют брусками.

В кузове ансамбль поедет строго по весу. Последним грузят Благовестник. Он – звенящая история Великой Отечественной войны.

И нет сомнения в том, что воронежские колокола-благовестники совсем скоро размеренными ударами сообщат о начале первого богослужения в главном храме вооруженных сил России.

– Высокие требования по звуку были. Нам нужно было попасть точно в заданную частоту – это не так просто сделать. И получились очень красивые колокола. Сама задумка и дизайн                      – оригинальны! – поделился начальник литейного производства колокололитейного завода Виталий Наветный.

По ним уже сейчас можно судить, каким будет главный храм вооруженных сил России. Его голоса сделаны в Воронеже.