«Голоса» из Воронежа. Как создавали колокола для главного военного храма России
Набор из 18 колоколов уже отвезли в Москву.
В Москву отлитые колокола провожают с оркестром и ротой почётного караула. Бронзовое многоголосие станет вестником 9 Мая в день 75-летия Великой Победы.
Подбор из 18 кампанов – пока самый многочисленный ансамбль, сделанный колокололитейным заводом Валерия Анисимова. Главный – праздничный 10-тонный колокол, посвящённый всей армии, отливали самым последним.
Со стороны подготовка к отливке колокола выглядит довольно буднично, хотя гул из огнедышащей печи, что называется, внушает трепет. По традиции, сплав меди и олова размешивают берёзовым бревном, – другое дерево не подходит. Отливать колокол то и дело мешал проливной дождь.
– В дождь заливать опасно, потому что самое страшное, что может намокнуть форма. И это испортит нам весь процесс отливки, – поделилась директор завода Валерия Анисимова.
Дав металлу разойтись, печь наклонили и ломом выбили чугунную пробку. Откуда тотчас огненным ключом вырывался расплавленный металл. В это время нужны искусность и ловкость рабочих, чтобы колокольная бронза лилась ровно, исподволь, по мере вливания в форму, и не переполняла желоба. В противном случае она тотчас же выступает, выливается на землю и тогда – вся работа пропадёт, и колокол надо вновь переливать.
– На колоколе присутствуют медальоны, посвящённые теме Великой Отечественной войны. Эскизы разрабатывала студия Грекова, – рассказал дизайнер колокольного центра Александр Шаров. – Работали в непосредственной связке со cретенскими архитектурными мастерскими, поэтому использованы элементы декора, орнаменты в стилистике храма. На колоколе можно будет даже предварительно подсмотреть какие-то моменты.
Самый большой колокол ансамбля – история Великой Отечественной войны. На 16 медальонах её ключевые моменты – от обороны Брестской крепости до взятия Рейхстага.
Картинки узнаваемы: они с открыток и книг. Подбор получился праздничным.
Звонница главного военного храма России будет иметь уникальный звукоряд. Все 18 кампанов позволят исполнять не только исторические звоны, но и создавать новые.
Главное достоинство каждого из колоколов в том, чтобы они были звонки и имели густой и сильный гул, который происходит тотчас же за ударом колокола, и явственно слышится спустя некоторое время.
– Некоторые колокола дают настолько благородный звук, который поразительно схож со звучанием благовестников Московского Кремля. 4-тонный колокол, например, мне напомнил звучание колокола «Медведь» в Кремле. Вот так, один из Благовестников близко и красиво совпадает… Действительно, этот колокол отливался по типу старинных колоколов, которые делали литейщики пушечного двора. Пожалуй, не всегда такое качество звучания можно достигнуть, – поделился руководитель Даниловского колокольного центра Иеродьякон Роман.
Воронежские колокола поражают не только формой и искусством исполнения, но и красотой звука. Красный звон – значит красивый. Он прозрачен и приподнят, воплощает русскую любовь к жизни. На звуки зазвонных колоколов накладываются перезвоны средних с ударом – низкоголосового колокола. Он имеет свою особую мелодию.
– Это совершенно новое слово. Есть кельтские мотивы. Всё это переплетается и создаёт особое впечатление, которое хорошо характеризует идеи самого храма и антураж с его интерьерами, –
Колокола уникальны и по оформлению – недаром их сравнивают с лучшими образцами работ старых мастеров братьев Самофаловых.
Ещё в начале весны колокола наряжали. Нанесением орнаментов занимались целую неделю. Очень трудоёмкий и важный процесс. Чтобы из-за холода восковые детали с гипсовых форм не падали, в цехах было жарко.
– Сложности были в том, чтобы результат совпал с эскизом. Чтобы совпадали пропорции. Чтобы всё было, как на эскизе, все размеры. Во время работы бывало, что иногда переставляли орнаменты и текст. Обычный рабочий процесс, – отметила оформитель колокололитейного завода Мария Зубарева.
После отливки колокола обрабатывают шлифовальными машинами, удаляют остатки опоки, наводят глянец.
Малые колокола пришлось подтачивать, чтобы «пели» гармонично. А вот большими – эксперты остались довольны. 4-тонник, отлитый в честь сухопутных войск, сразу зазвучал как вечевой колокол.
– Так сложилось, что зачастую надо отливать колокола очень быстро. Если традиционно большой колокол мастера вертели и крутили форму, и на это уходило до полутора лет, то сейчас нам нужно было уложиться за полгода и отлить целый набор колоколов. И мы с этим справились, – рассказал генеральный директор колокололитейного завода Валерий Анисимов.
Перед отправкой в Москву барельефы ещё раз натирают до блеска, словно латунную бляху на солдатском ремне.
Самые тяжёлые колокола поднимают, чтобы упаковать.
Все кампаны с «языками», но до Москвы они будут молчать. Чтобы не ёрзали в пути, им обивают «юбки». Низ фиксируют брусками.
В кузове ансамбль поедет строго по весу. Последним грузят Благовестник. Он – звенящая история Великой Отечественной войны.
И нет сомнения в том, что воронежские колокола-благовестники совсем скоро размеренными ударами сообщат о начале первого богослужения в главном храме вооруженных сил России.
– Высокие требования по звуку были. Нам нужно было попасть точно в заданную частоту – это не так просто сделать. И получились очень красивые колокола. Сама задумка и дизайн – оригинальны! – поделился начальник литейного производства колокололитейного завода Виталий Наветный.
По ним уже сейчас можно судить, каким будет главный храм вооруженных сил России. Его голоса сделаны в Воронеже.