Утопия или шаг в будущее? Как в Воронеже оценили идею 4-дневной рабочей недели
Главное условие – у сотрудников не должна снизиться зарплата.
Фото: Pexels
Федерация независимых профсоюзов России в середине августа обратилась в Минтруд с предложением перейти на четырёхдневную рабочую неделю. А в среду, 4 сентября, министр экономического развития Максим Орешкин назвал главные условия для перехода к новому графику – это повышение доходов населения и производительности труда.
Ранее представители Федерации независимых профсоюзов объясняли, что при сокращении рабочей недели речь не должна идти о пропорциональном сокращении зарплаты. А вот вопрос о том, какой будет продолжительность рабочего дня (8 или 10 часов), если инициативу поддержат в правительстве, остаётся открытым.
Инициативу перехода на четырёхдневку в Воронеже оценили неоднозначно. Что думают о сокращении рабочей недели директора завода и строительной компании, врачи, а также чиновник, налоговик и ректор, выяснили «Вести Воронеж».
Иван Яцких, руководитель Государственной инспекции труда в Воронежской области
– Официальной позиции инспекции труда по этому вопросу нет. Моё личное мнение – есть целесообразность перехода на четырёхдневную рабочую неделю, но только по отдельным отраслям. Это не должно касаться учителей, врачей, сотрудников нашей инспекции и так далее – за четыре дня с имеющимся объёмом работ справиться будет невозможно. В промышленности, где идёт модернизация производства и внедрение новых технологий, сокращение рабочей недели будет оправдано. Тем более ряд предприятий вынужденно переходит на четырёхдневку. В отдельных сферах это имеет смысл ещё и для того, чтобы избежать массовых сокращений.
Переход на четырёхдневную рабочую неделю лишь в некоторых профессиях сложно закрепить в законодательном акте. А как перевести всю страну на новый режим – вообще не представляю. Поэтому, думаю, это вопрос не на ближайшую перспективу.
Сергей Дуканов, экс- руководитель УФНС по Воронежской области
– На налоговые поступления переход на четырёхдневную рабочую неделю никак не повлияет. Но это тема утопическая как на текущий момент, так и на ближайшее будущее. Четырёхдневная рабочая неделя – это признак общества и экономики, в котором человек и личность имеют приоритет по отношению ко многим другим ценностям. Работа четыре дня в неделю предполагает высочайшую производительность труда и ответственность власти за социальное, культурное, духовное развитие населения.
Некоторые ошибочно применяют четырёхдневную рабочую неделю к России – производительность труда маленькая, поэтому давайте будем работать не пять дней медленно, а четыре дня быстро. Но это, скорее, лукавство, которое не повлечёт за собой ни улучшения производительности труда, ни улучшения качества жизни. У нас, скорее, другая проблема – недозанятость по основному месту работы, поэтому человек ищет другие источники заработка.
Сергей Колодяжный, ректор Воронежского опорного вуза
– В государственном образовательном стандарте есть нормативные документы, в которых регламентируется часовая нагрузка студента. И если загружать студента на четыре дня, то мы нарушим образовательные стандарты, а студент не сможет освоить материал. Более того, учебный план для студентов формируется на весь срок обучения. Поэтому если вдруг сегодня появилась возможность поменять расписание у преподавателей, то студенческая нагрузка в часах не поменяется.
А с точки зрения жизненной позиции – дать возможность населению работать четыре дня – это хорошо. Но не надо забывать о социальной нагрузке – чем занять дополнительный выходной день: флешмобами, открытыми лекциями, курсами по повышению квалификации, спортом? Нужно чётко понимать, для чего третий выходной – тогда в этом будет смысл.
Андрей Соболев, гендиректор строительной компании «ДСК»
– Строители в любом случае будут работать исходя из собственных графиков и делать это без нарушения трудового законодательства. Даже если решение о переходе на четырёхдневку примут, режим труда будет выстроен таким образом, чтобы своевременно сдавать объекты, и количество дней будет определяться трудовыми отношениями. У нас работа носит сезонный, контрактный характер. Но вообще я считаю, эту тему даже не стоит обсуждать.
Александр Печагин, замдиректора по экономике и финансам Воронежского мехзавода
– Сохранить производственные показатели и финансовую динамику в условиях четырёхдневной рабочей недели можно будет только, увеличив ежедневную выработку и производительность труда. То есть должна идти речь о 10-ти часовом рабочем дне, но это, на мой взгляд, увеличит нагрузку на сотрудников и снизит их эффективность, повлечёт потери рабочего времени и спад производительности. И это при том, что сегодня объёмы производства диктуют нам скорее введение третьей смены по ряду производственных направлений, а не сокращение рабочего времени.
При четырёхдневной рабочей неделе мы окажемся в вынужденной ситуации, когда необходимо обеспечить выход сотрудников во внерабочее время с двойной оплатой. Снижение производительности при росте расходов повлечёт снижение прибыли для предприятия, тогда как для нас важна возможность инвестировать собственные средства в модернизацию и увеличение фонда заработной платы. Для экономики предприятия, да и самих сотрудников, – это не очень хорошая идея.
Департамент здравоохранения Воронежской области
– Уменьшение рабочей недели с одновременным увеличением продолжительности рабочего дня может негативно повлиять на качество работы медиков и, соответственно, на здоровье граждан – неотрывная работа с пациентами в течение длительного времени может привести к потере необходимой концентрации внимания.
Вместе с тем, потребность пациентов не ограничивается рабочими днями или часами – медпомощь должна оказываться круглосуточно. Поэтому при переходе на четырёхдневку потребуется или увеличение количества медработников в штате, или увеличение коэффициента совместительства, выплат за работу в выходные и праздничные дни с соответствующим повышением уровня зарплаты и значительного увеличения фонда оплаты труда.
Что касается административно-хозяйственного, управленческого и прочего персонала, за исключением сотрудников, обязанности которых предусматривают работу в круглосуточном режиме (работники газовых служб, лифтёры) или работу непосредственно с медицинскими работниками (регистраторы, водители автомобилей скорой помощи), то введение четырехднёвной рабочей недели не повлечет для них негативных последствий.