Присяжные оправдали и отпустили воронежца, обвиняемого в сожжении человека заживо

После вердикта «судей с улицы» мужчина вышел на свободу.

9293
Вести Воронеж Оксана Грибкова

Фото: Вести Воронеж

В Воронеже присяжные заседатели 10 октября вынесли оправдательный вердикт Андрею Калинину, которого обвиняли в убийстве с особой жестокостью. Об этом корреспонденту «Вести Воронеж» сообщили в пресс-службе областного суда. Сразу после оглашения решения «судей с улицы» мужчину, которого судили за сожжение человека заживо, отпустили на свободу. До этого он два года провёл в СИЗО.

Мнения коллегии из восьми человек разделились поровну. Четыре присяжных сочли вину Андрея Калинина в тяжком преступлении доказанной. Остальные четверо человек решили, что он не причастен к убийству. Такое разделение мнений трактуется в пользу подсудимого. Поэтому Калинина и отпустили. Теперь на основании вердикта профессиональный судья ему должен вынести оправдательный приговор.

В судебный прениях накануне прокуроры и защита старались зрелищно и ярко убедить присяжных в своей версии. Гособвинители Воронежской облпрокуратуры доказывали коллегии присяжных, что никаких сомнений в виновности Калинина нет, именно он сжёг человека заживо. Адвокат мужчины говорил о недоказанности вины своего подзащитного, нестыковках в расследовании и преобладании эмоций над фактами.

События, которые легли в основу дела, случились на бульваре Фестивальный в Советском районе 11 сентября 2017 года после 21 часа. Там загорелся гараж. Дым, который шёл из-под крыши, заметила хозяйка примерно в 21:45 и вызвала пожарных.  Когда огонь потушили, в гараже нашли обугленное тело его 59-летнего владельца Александра Орлова. Вскоре выяснилось страшное – мужчина умер не своей смертью, не от непотушенной сигареты, как можно было бы предположить. Живого человека подожгли горючим веществом, а гараж потом закрыли, чтобы Орлов не мог спастись.

Преступление это не было очевидным, как и большинство убийств, которые случаются в Воронежской области. Однако расследование привело сотрудников СКР к Андрею Калинину, который поначалу признался в убийстве Орлова. Как описал Калинин, они остались с Орловым вдвоём и были очень пьяны. Калинин сильно разозлился, когда товарищ оскорбил его маму. Как-то летом та приходила к Орлову и сильно ругалась, что сын пьёт у него в гараже. Орлов вспомнил тот случай и резко выразился. В ответ Калинин толкнул Орлова на диван, облил его бензином и поджёг спичками. Убедившись, что человек горит, Калинин закрыл ворота на замок снаружи, а ключ выбросил, считает обвинение.

– При проверке показаний на месте Калинин сообщил те подробности, которые мог знать лишь убийца. К примеру, положение тела потерпевшего, – объясняла присяжным гособвинитель Наталья Кузнецова. 

Позже Андрей Калинин отказался от своих признательных показаний. В суде же прокурор обратила внимание присяжных на поведения Андрея Калинина после преступления. Так, Калинин во время пожара, увидев на улице одного из собутыльников, взял у него номер мобильника. Через 2,5 часа позвонил и попросил сказать силовикам, что тот не видел его 11 сентября в гараже у Орлова. Тогда ещё никто не знал, что смерть мужчины была криминальной. В ту ночь Калинин отправился ночевать к крёстной, а наутро уехал к подруге в село, где провёл несколько дней. Женщине Андрей сказал, что ему «нужно отсидеться» после того, как у него неподалёку от дома «сожгли мужика в гараже».

Адвокат Сергей Григорьев выступил с версией о невиновности Андрея Калинина, обратив внимание на отсутствие прямых и убедительных доказательств. Защитник поставил под сомнение версию с поджогом, заявив, что «источником воспламенения могла быть и непотушенная сигарета». 

Григорьев обратил внимание на допросы свидетелей, которые говорили о том, что не заметили грязи и копоти на светлых джинсах и футболке Андрея Калинина. Не чувствовали они от мужчины и запах дыма. При этом, согласно обвинению, Калинин не просто поджёг человека, но и дождался, пока разгорится огонь.

 – Не кажется ли вам абсурдным, что Калинин попросил только одного знакомого сказать полиции, что его не было в гараже? Почему тогда остальных не попросил? И что сам этот свидетель делал на месте происшествия? – задавал вопросы Григорьев.

Сам Андрей Калинин напомнил присяжным о своём алиби. Он объяснил, что его по дороге в гараж после похода за спиртным встретила мама. Она отобрала водку и заставила идти домой.

Прокуроры же подвергли критике алиби Андрея Калинина, заявив, что мама его выгораживает. Обвинение также отметило, что от Калинина не чувствовали запах гари, так как в тому времени дым от пожара был везде. 

– Жена, дети, внуки Орлова не отрицают, что он выпивал. Быть может, не ценил свою жизнь, не пресекал случайные контакты. Но ничто это не давало право его убивать. Никто не заслуживает такой страшной смерти. Нет ничего страшнее, чем сгореть заживо. Поэтому я считаю кощунственным и несправедливым отпустить убийцу на свободу, чтобы он жил среди нас и наших детей, – обратилась к присяжным Наталья Кузнецова.

Как видно из вердикта, половина судей с улицы по какой-то причине с ней не согласилась.

Суды присяжных работают в Воронежской области с начала 2000-х годов. Первые коллегии нередко отпускали на свободу тех, которого обвиняли в убийствах с отягчающими обстоятельствами. Некоторые из оправдательных приговоров, вынесенных на основании таких вердиктов, потом отменял Верховный суд. Обвиняемых судили заново, и результаты были противоположными.

Профессионалы нередко связывают оправдательные вердикты «судей с улицы» не с недоказанностью обвинений, а с недоверием обычных людей к правоохранительной системе и правосудию. После оправдательных вердиктов они опасаются новых преступлений или самосуда.

Подробный репортаж с судебных прений по делу Андрея Калинина читайте по ссылке