Время шейка и твиста. Как заводили друзей и наживали врагов на танцплощадках в советском Воронеже
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Там влюблялись, заводили друзей и наживали врагов. Пожалуй, самое главное развлечение всего советского времени – танцплощадки – сохранились в архиве нашей телекомпании. На них – 1975 год, время шейка и твиста. Подробнее о советских танцах расскажет корреспондент «Вести Воронеж» Регина Хартюнова.
А мы напоминаем, если увидели на кадрах себя – обращайтесь. Их вам предоставим бесплатно.
Дискошара, светомузыки и особых элементов декора здесь нет. Впрочем, аскетичная обстановка никого не смущает – количеству танцующих позавидует любой современный клуб. И так почти всю неделю. Молодые люди тут – завсегдатаи.
Пойти на танцы тогда – шанс выгулять модный наряд. Танцевать в рабочей и спортивной одежде запрещалось. В середине 70-х на воронежцах были пёстрые рубашки, брюки клёш, джинсы и экстремальное мини. Вот так, например, зажигали в «Карлуше» – дворце имени Карла Маркса. Резкие движения танцующих для советского времени были уж очень вызывающими. Вот какой разговор состоялся у наших корреспондентов с одной из любительниц таких танцев.
В Воронеже середины 70-х самые популярный вид танца имел довольно простое название – быстрый танец. Это, своего рода симбиоз твиста и шейка. Впрочем, таким танцам не учили, поэтому воронежцы импровизировали. Чаще всего просто поочередно выбрасывали прямые ноги вперёд.
«Полтинник» и «Карлуша», Парк живых и мертвых или ЖИМ – эти площадки тогда были самыми популярными. Для тех, кто постарше работала «Комиссионка» – в сквере у Дома офицеров. Причём, там можно было не только потанцевать. Для многих она стала ещё и школой этикета. Вход стоил пару десятков копеек, а в перерывах между быстрыми и медленными танцами массовики-затейники проводили конкурсы. За победу давали контрамарки на бесплатный вход.
– Меня зовут Ольга Кардаш, я работают здесь массовиком-затейником и распорядителем танцев. Хочется, чтобы молодежь не просто танцевала: как они выходят на середину и топчутся на одном месте. А чтобы ещё чем-то занялись люди. Бывает, не знаю, что делать. Но мне помогают, говорят, что как. Совместно решаем, – поделилась работник администрации танцплощадки.
Совсем юная тогда Ольга Кардаш уже после стала актрисой театра кукол и заслуженной артисткой страны. Из родного Воронежа перебралась в Озёрск. Но по-прежнему с ностальгией вспоминает советские танцплощадки. Особой популярностью, рассказывают, пользовался белый танец.
– Девчонкам очень нравились медленные танцы, которые назывались – белый танец. На них можно было пригласить того парня, который тебе по душе. Они даже подходили ко мне, просили: «Оль, пожалуйста, объявил белый танец». Сейчас я тоже на дискотеках была. Танцуют – кто, как может, кто как хочет. А тогда старались, чтобы это как-то приличнее, что ли, было, – поделилась с нами Ольга Кардаш, массовик-затейник в ДК имени Карла Маркса в 1975 году, с которой мы связались через Интернет.
Если сейчас алкоголь в клубах – чуть ли не обязательный элемент, на танцах он был, скорее, исключением. Впрочем, спиртные напитки, рассказывают, всё же проносили – в основном, креплёное вино. Уже после многие нередко пытались выяснить отношения. Порядок на танцплощадках сохраняли дружинники. Бывало, задерживали по нескольку десятков человек.
На танцевальных вечерах часто звучала и живая музыка. Это, например, конкурс песни в парке Ленинского района. Площадка, которую тогдашние дикторы назвали «заурядной» собрала десятки вокально-инструментальных ансамблей. В их репертуаре – лишь советская музыка.
Многие западные композиции, особенно в стиле рок-н-ролл, в то время были под запретом. Часть из них называли «антисоветчиной». По мнению партийных работников, они пропагандировали совсем не близкие советскому человеку идеи. Впрочем, такую музыку всё же играли.
– Каждый второй молодой человек в возрасте от 16 до 24 лет несколько раз в месяц, как утверждают учёные, бывает на танцплощадке. Их нравы, порядки, атмосфера в той или ной степени оказывают на половину нашей молодёжи. И нам с вами должно быть небезразлично, на какие танцплощадки пойдут юноши и девушки. Как проведут свой свободный вечер, – наставлял в те времена своих сограждан диктор советского телевидения.