Драки и пьяные ДТП. Как воронежские таксисты оказываются в центре скандалов

В России количество аварий с участием такси в 2019 году выросло на 60%.

8276
Вести Воронеж Наталья Зубкова

Предновогодние пробки и корпоративы многих воронежцев заставляют оставлять авто дома – самое доходное время для таксистов. Однако такая поездка может не обрадовать ни водителя, ни пассажира. По данным ГИБДД, в России количество аварий с участием такси за последний год выросло на 60% – всего около трёх тысяч. В Госдуме сейчас рассматривают законопроект, который предусматривает финансовую ответственность агрегаторов за ущерб пассажирам такси в случае аварии.

А воронежские полицейские намерены дать агрегаторам такси доступ в базу данных, чтобы те могли ограничить доступ к заказам водителям, лишённым прав. Пока все ответственные лица думают, как защитить права пользователей такси, посмотрим, почему сейчас закон не защищает жизнь и здоровье ни водителей, ни пассажиров.

Эти кадры сняты 1 января 2019 – мужчина, по словам очевидцев, выехал на встречную и спровоцировал ДТП. Свидетели предполагают, это таксист, и он ехал на заказ.

Антон Филонов в прошлогоднюю новогоднюю ночь стал свидетелем этого ДТП. Парень остановился, чтобы помочь выбраться водителю одной из машин – предположительно, виновнику аварии. Оказалось, что мужчина был не вполне адекватен.

– Были основания полагать, что водитель такси с признаками наркотического опьянения. Замедленный тембр речи, глаза закатывались. А потом я у него спросил: «Ты под чем находишься?» Он говорит: «Я нахожусь под «планом». Так и ответил, – рассказывает Антон Филонов.

Мария с октября кочует по больницам из-за травмы, полученной в ДТП, ей пришлось восстанавливать череп. Параллельно с реабилитацией она собирает документы в суд, они намерены добиваться компенсации от агрегатора такси, водитель которого стал виновником аварии.

Вот кадры с регистратора другого такси, которое врезалось в машину с Марией и Вадимом. Ночь, машина едет по Фридриха Энгельса и внезапно влетает в авто, которое неслось наперерез.

– Мы тронулись, я буквально только пристегнулся – удар. Мы остановились, я спросил: «Мария, ты в порядке?» А в ответ – тишина. Повернулся, а её нет. Выскочил из машины, начал её искать и не сразу нашёл. Подбежал, она уже была в луже крови, без сознания. Я проверил, жива ли она, – вспоминает Вадим Печкуров.

Мария вылетела в окно машины и ударилась головой о бордюр. В себя девушка пришла уже в реанимации. Агрегатор такси, которому пострадавшие позвонили сообщить о том, что их водитель спровоцировал такое ДТП просто записали информацию, но подчеркнули, что ответственности за жизнь и здоровье пассажиров они не несут.

– Я планирую привлечь агрегатора к ответственности. Мы начали с адвокатом разговаривать о том, что нужна компенсация, вроде как полиса ОСАГО у водителя не было. И мы планировали подавать в суд на юридическое лицо, и сразу же мы копнули – в приложении есть договор оферты. И он гласит, что они не несут никакой ответственности, только информационный характер, – рассказывает Мария Чаевская.

По данным ГИБДД, разрешений на перевозку пассажиров, которые желающие таксовать получают в департаменте дорожной деятельности, в регионе выдано более шести тысяч – это и частные таксопарки и водители, работающие на себя. 90% из них можно назвать бомбилами – они не проходят медицинское обследование, а машина ТО перед выходом на смену, а агрегатор, который принимает заказ, не несёт вообще никакой ответственности за своего водителя.

В областном ГИБДД сейчас ведут переговоры с агрегаторами, обещают дать им доступ к базе водительских удостоверений, чтобы заказы не получали хотя бы водители, лишённые прав за пьянство за рулём. Подтолкнула к этому резонансная авария на улице Полины Осипенко, после которой водитель такси, налетевший на припаркованные машины, признался, что пил за рулём.

Впрочем, таксистам тоже есть, что сказать. Они страдают от выходок пьяных, да и трезвых пассажиров даже чаще.

Александр Клюшкин от идеи подработать извозом на праздниках вынужден отказаться – после последней поездки он два месяца провёл на больничном. Агрессивный пассажир, от которого, по словам водителя, сильно пахло алкоголем, вначале начал его оскорблять, а затем принялся бить по голове с заднего сидения. Таксист, чтобы избежать ДТП, быстро припарковал машину, забрал ключи и бросился от буйного клиента наутёк.

Александру сделали операцию на ноге, его до сих пор мучают головные боли. Заявление в полицию об избиении таксист написал в тот же вечер. Однако на следующий день вместо стражей порядка ему на личный номер телефона позвонил - обидчик, причем отнюдь не с извинениями.

– Звонит диспетчер такси «Яндекс»; «Товарищ водитель, звонили ваши последние пассажиры и сказали, что забыли бутылку виски на заднем сидении». Девушка меня спросила, можно ли я дам клиентам ваш личный номер сотового телефона? Я сказал: «Ни в коем случае нельзя этого делать, но в 10:00 мне поступает звонок с незнакомого номера. В непечатных выражениях, с угрозами убийством человек говорит: приедут серьезные люди и группой совершат с тобой насильственные действия сексуального характера, – рассказывает Александр Клюшкин.

Зато полиции, по словам таксиста, на просьбу поделиться контактами нападавшего ответили – пишите официальный запрос. Сейчас Александр Клюшкин проходит медицинскую экспертизу.

Вообще нападения на таксистов в регионе – не редкость, причём чаще всего это происходит с целью наживы или в алкогольном опьянении. Двумя месяцами больничного для пострадавших такие истории заканчиваются не всегда. Годом ранее в Россоши пассажир избил таксиста до беспамятства и угнал его машину. Таксист замерз насмерть.

В Рамонском районе таксистку опоили неизвестным веществом и ограбили, а в Терновском – убили ради того, чтобы угнать старенькую «десятку». Ответственности за жизнь и здоровье водителей, разумеется, тоже никто не несёт. Александр Клюшкин рассказывает, из-за дней, проведённых на больничным после встречи в агрессивным пассажиром, зарплату в таксопарке он не получил.