Тонны золота под ногами. В Воронежской области попробуют добыть драгоценный металл

Полвека назад делать этого не стали из-за нерентабельности.

122421
Вести Воронеж Глеб Стародубцев

Воронежские геологи собираются стряхнуть пыль с карт и отчётов 50-летней давности. Тогда на юге области была открыта золотая россыпь. Добычу в те времена посчитали нерентабельной, но сейчас всё может измениться.

О золоте и других полезных ископаемых, которые есть в Воронежской области, разузнал корреспондент «Вести Воронеж».   

Овраги и балки с мощными суходолами – так выглядят окрестности Русской Журавки. Но буквально в паре километров от села находится необычный природный объект – Журавкинское золото. И это не просто красивое название, а самый  настоящий металл.  

Прямо под ногами скрыто 3,5 тонны золота. Об этом мало кто знает, но ещё во времена СССР в этом месте были проведены геологические исследования. Было официально открыто Журавкинское месторождение россыпного золота. Но тогда добычу посчитали нерентабельной, а сведения о драгоценном металле положили в архив.

Но, 50 лет спустя, ситуация может измениться. Об этом говорят геологи ВГУ. По их словам, они придумали новый способ извлечения драгоценного металла. Его держат в строгом секрете и уверяют, нигде больше в мире такой технологии нет. Самое главное, она делает месторождение золота в Русской Журавке потенциально выгодным для добычи.

– В свете новых технологических разработок оно может оказаться очень даже рентабельным. И те же самые 3,5 тонны, которые в своё время были поставлены на баланс, могут дать два, если не в три раза больше, – сказал декан геологического факультета ВГУ Виктор Ненахов.

В самой Русской Журавке о золоте знают. Старожилы хорошо помнят геологические работы 50-тилетней давности. Многие даже в них участвовали – в качестве подсобных рабочих. Как, например, Алексей Горяинов. Пенсионер уверен, золотодобыча может создать экологические проблемы, но и рабочие места. А без работы, считает он, перспективы Русской Журавки не радуют.  

– За 20 лет нас стало на 1 тыс. человек меньше. В 2000-м было 2,5 тыс. жителей, сейчас 1,45 тыс. Люди разбегаются. И через десять лет, я думаю, от нашего села не останется ничего, – сказал Алексей Горяинов.

При этом село не выглядит заброшенным. Недавно сюда даже провели широкополосный интернет. Есть уличное освещение, центральный водопровод и газ. Но молодым трудно найти работу, поэтому многие уезжают. Хотя добротный дом с газом, не требующий ремонта, стоит здесь всего 250 тыс. рублей.

На вопрос об отношении к появлению рядом золотого прииска, в администрации Русской Журавки отвечают уклончиво. Говорят, пока не понятно, что за новая технология и насколько вредной для экологии она будет. 

– Каково будет соотношение пользы и вреда? Конечно, хотелось бы иметь свой хороший бюджет в плане доходной части. Пока он дефицитный, – говорит глава поселений Галина Кортунова.

В Воронежском университете уверяют, заинтересованный инвестор, который профинансирует новые геологические исследования в этих местах, уже есть. Ориентировочно, работы займут полтора-два года.

С учётом новой технологии, запасы жёлтого металла могут оказаться даже больше. Но и три тонны золота в нынешних ценах – около 10 млрд рублей.   

Воронежская область, конечно, не Урал и не Западная Сибирь. Но попытки найти нефть, к примеру, у нас были. В Поворинском районе они окончились ничем. Тем не менее, полезные ископаемые в области есть. В Латном добывают огнеупорные глины, в Павловске – гранит. В середине области, вдоль Дона, огромные запасы мела, одни из крупнейших в мире. К западу от Воронежа месторождения фосфоритов. Они – сырьё для минеральных удобрений.

Ну и самое главное – медь и никель под Новохоперском и в районе села Подколодновка. Запасы третьи по величине после Норильска и Кольского полуострова.

Кстати, под Новохоперском есть 5 тонн золота и 7 тонн платины. Попытки освоить месторождения уже несколько лет сопровождаются скандалами.

Но главное природное богатство Воронежской области – чернозём. И климат, который гораздо комфортней, чем во многих других российских регионах.