Космонавт, подводник, полярник. Эксперты рассказали воронежцам, как выжить в самоизоляции
По чему скучают люди на космической станции, в подлодке и Антарктиде.
Фото: Из архивов героев публикации
Чем будни на МКС похожи на сидение дома за компьютером, как развлекают друг друга в антарктических экспедициях и что общего между погружением в море и пандемией коронавируса? Корреспондент «Вести Воронеж» поговорила с подводником, полярником и космонавтом о том, как правильно сидеть в самоизоляции и не сойти с ума.
Олег Новицкий, российский космонавт-испытатель, Герой России
Выпускник борисоглебского военного авиационного училища летчиков имени Чкалова Олег Новицкий посоветовал воронежцам посещать онлайн-музеи и составить строгий распорядок дня на время самоизоляции. Работы на станции расписаны по времени от подъёма до отбоя. По такому принципу космонавт старается жить и сейчас. Недавно он вернулся из отпуска в Белоруссии и просидел на карантине 14 дней.
– Дома я встаю регулярно и по будням, и по выходным – в 5:30 – 6:00. Делаю утреннюю зарядку, затем после обеда занимаюсь спортом, провожу время с дочками. Много работаю на приусадебном участке. Часть работы механизировал, – рассказывает космонавт.
Сидя долгое время в одной квартире трудно избежать ссор даже с самыми близкими. Но космонавтов подбирают в экипаж не менее тщательно, чем люди выбирают партнёров по жизни. Перед полётом команда тренируется в одном составе полтора-два года. Например, только втроём.
– Мы работаем на станции до полугода. Я обычно скучаю по разговорам с семьёй и друзьями, дуновению ветра, запаху леса, падающей в душе воде. Домашней, а не консервированной пище. Например, жареной картошке. Но когда близится командировка, мы уже морально готовы со всем этим расстаться. Всё в мире относительно, есть маленькие радости, есть ограничения и огорчения. Нельзя скатываться в уныние, нужно уметь радоваться жизни каждый день, – поделился космонавт.
Олег Новицкий надеется, что пандемия закончится к середине лета. Выходные, когда люди массово высыпали на шашлыки, по его мнению, стали показательными – пока россияне не привыкнут к ограничениям, врачи не смогут победить коронавирус, считает космонавт.
Николай Локтионов, старший мичман, ветеран ВМФ России
Воронежец Николай Локтионов провёл под водой в общей сложности около пяти лет. Подводник знает не понаслышке как трудно месяцами не ощущать под ногами землю и не чувствовать свежего воздуха. Но когда лодка всплывает, моряки в разы острее чувствуют, как огромен и прекрасен мир.
По словам Николая, в прочном корпусе лодки никто не скучает. Люди подбираются и калибруются годами, чтобы чётко выполнять свои обязанности. Люди постоянно находятся в состоянии опасности – она присутствует даже во сне. Только сумасшедший, может пойти на конфликт с тем, от кого через минуту, возможно, будет зависеть жизнь, рассказывает моряк. По его мнению, самоизоляция в условиях коронавируса – прекрасное время, которое можно уютно провести с семьёй.
– Когда всплываешь спустя 87 суток, на всё смотришь по-другому. Воронежцы в самоизоляции ничего не лишены. На них не давит двухсотметровый слой воды. Дети рядом. Можно позвонить родителям, врачу, другу. Сейчас со мной жена, магазин в 200 м, погода чудная, скоро пенсия. А когда из радиосводки ты узнаешь о потере, но помочь нет шанса – вот это проблема. Так что хватит ныть! – заключил подводник.
Александр Савенков, геофизик лаборатории сейсмического мониторинга Воронежского кристаллического массива
Воронежец Александр Савенков – участник четырёх Российских антарктических экспедициях. Полярники в экспедициях живут в небольших домиках на станции и занимаются исследованиями.
Спустя несколько месяцев в Антарктиде замкнутое пространство чувствуется всё чаще и острее. Как рассказывает Александр Савенков, общение на станции однообразно, но все это понимают и стараются быть добрее друг к другу. Стараются держаться вместе.
Зимой участники экспедиций чаще думают о солнце, зелени, тепле, своей семье, возможности свободно передвигаться. Кто-то пишет книгу, другие записывают мысли в дневник. В Антарктиде на некоторых, бывает, накатывает тоска. Но работа не даёт полярникам долго грустить. И отдыхать они умеют весело. Вместе отмечают праздники, дни рождения, ставят спектакли и даже ходят в баню.
Летом могут прогуляться по окрестностям Антарктиды, понаблюдать за ледниками, пингвинами и океаном. Устроить рыбалку на береговой станции. А когда скучно, можно заглянуть в гости к соседям – иностранным полярникам.
Так месяцы изоляции на краю света проходят быстрее. Но полярники, в отличие от самоизолированных россиян, точно знают, когда закончатся их ограничения.
– Воронежцам советую в этот период подумать о жизни, помечтать, построить планы на будущее. Позвонить родным. В экспедиции сложно, но туда едешь морально и физически готовым к предстоящим трудностям. А то, что произошло с нами сейчас – полная неожиданность. Но чем сложнее обстановка, тем спокойнее должен быть человек, – считает Александр Савенков.
Фото из архивов героев публикации