Берегут от жары и дают «новый голос». Как «оживляют» видеоисторию Воронежа
История города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Международный день архивов отметили по всему миру на минувшей неделе. И «Вести Воронеж» решили показать, как оживает видеоистория Воронежа. Некоторым плёнкам, на которые запечатлены кадры советского города, больше полусотни лет. На видео – большие стройки, знаменитые личности и запоминающиеся события.
Прежде чем оцифровать киноплёнку, её перематывают вручную. Длина каждой «части» около трёх сотен метров. И на них всего лишь 10 минут видео. После же её заряжают в специальный кинопроектор. В нашей редакции это небольшая установка 1955 года. И она одна такая на весь регион.
Начиная с 50-х годов прошлого века материалы в нашем телецентре фиксировали, в том числе, на «трёхглазую» кинокамеру. После отснятое на плёнку собирали вручную. Затем шли почти три часа проявки, склейка, а после зарядка в кинопроектор – выдать материал в эфир было очень непросто. Ничуть не легче всё это теперь оцифровать. Всё потому, что оборудования для этого в регионе почти не осталось. Видеоисторию важно сохранить как можно дольше, поэтому заботятся он ней, как о хорошем вине.
– Это физика, это химия. Определённая влажность, температура и контроль нужны. Потому что киноплёнка имеет также очень много болезней, как и любой живой организм. Начиная от грибков и так далее. Для этого есть специальные реставрационные машины. Также есть ультразвуковая очистка фильмокопий, – рассказывает киноинженер Сергей Бодров.
Вся видеоистория Воронежа хранится на полках Госархива. В коробках – безопасная, 16-миллиметровая плёнка. А есть и горючая – её держат в изолированном и прохладном помещении.
– Горючую плёнку нельзя бросать, нельзя в жаркие помещения приносить. С ней надо работать очень осторожно, иначе она может просто загореться, воспламениться. Поэтому она у нас хранится в таком помещении, где температура не очень высокая. И мы бережно с ней обращаемся. Там очень интересные сюжеты и фильмы, там 60-е годы, – рассказывает заведующая архивохранилищем Галина Семыкина.
К сожалению, оцифровать звук со всех плёнок невозможно. Поэтому архивные съёмки зачастую так и остаются немыми. Тем, что не сохранили родной звук, иногда даётся новый голос. Так, к примеру, благодаря нашей работе снова зазвучало строительство моста в Верхнем Мамоне. Ещё в ряде материалов мы озвучили школьные выпускные, рестораны, дорожные работы и даже взлёт самолёта.
Нередко мы и сами буквально переносимся во времени. Попасть в Сад пионеров после бомбёжки Воронежа, пройтись по аэропорту в 70-х или передать за проезд в советском автобусе. Всё это реально благодаря фантазии и технике.
Очутиться в любом промежутке времени нам помогает «зелёная комната». Её название – циклорама. Благодаря отсутствию углов, цветному фону и ровному освещению компьютерные графики могут поместить человека или предмет практически в любое место.
Удивительный для города ураган 1961 года, открытие Центрального рынка, период дефицита одежды и продуктов, видеосалоны и расцвет эпохи анонимных жалобщиков – всё это лишь малая часть того, что мы уже успели вам показать. За кадром – ещё сотни архивных материалов. Каждый из которых