Сейф-пакеты и тысячи наблюдателей. Как воронежцы голосовали по поправкам к Конституции

По мнению экспертов, регион получил безупречно легитимные результаты.

1456
Вести Воронеж

Голосование по поправкам к Конституции прошло в Воронежской области так, как не голосовали в регионе никогда раньше. А результаты оказались существенно выше, чем в среднем по стране и чем ожидали в региональном Избиркоме. Что позволило Воронежской области провести без нарушений целую неделю голосования, как удалось избежать всплеска заболеваемости коронавирусом в период пандемии и добиться максимальной прозрачности подсчёта голосов, разбирались «Вести Воронеж».

По прогнозам руководителя облизбиркома, Сергея Канищева, на избирательные участки должны были прийти 60-65% жителей региона, однако итоговые цифры оказались значительно более высокими, даже более высокими, чем в среднем по стране. Если общероссийская явка составила 67,97%, то в Воронежской области – 72,14%. Поддержали поправки 77,92% россиян и 80,07% воронежцев.

– Несмотря на сложившиеся условия, связанные с пандемией, граждане проявили большую активность, поэтому явка, как никогда оказалась очень достойной. Думаю, что  предоставленная возможность голосовать в течение нескольких дней, порядок, форма голосования оказались для людей очень удобными. Конечно же, предпринятые меры безопасности также сыграли свою роль для повышения явки. Поэтому считаю процедуру голосования беспрецедентной по открытости, – отметила член Общественной палаты Воронежской области, председатель  регионального отделения всероссийского общественного движения «Матери России» Наталия Вожова.

Голосование по поправкам условиях пандемии коронавируса провели действительно иначе, чем обычно. Во-первых, с «голосованием до голосования» воронежцы раньше не встречались. На этот раз высказать своё мнение можно было не только в день голосования 1 июля, но и несколько дней до него. Это позволило избежать скопления людей на избирательных участках и риска заражения избирателей коронавирусом. Кроме того, всем пришедшим на участки измеряли температуру, выдавали маски, перчатки и ручки.

Во-вторых, проголосовать было можно не только на избирательном участке по месту регистрации и месту нахождения или дома, но и на мобильных избирательных участках – например, у себя во дворе.

Такие, ранее не применявшиеся меры санитарно-эпидемиологической защиты позволили избежать в регионе вспышки заболеваемости коронавирусом.

Росту явки в течение недели голосования способствовала также прозрачность процедуры волеизъявления и процесса подсчёта голосов. После окончания каждого дня голосования члены комиссии в присутствии наблюдателей запечатывали бюллетени уже проголосовавших воронежцев в специальные сейф-пакеты. Так же поступали и с бюллетенями проголосовавших на дому. Все эти сейф-пакеты помещали в сейфы участковой избирательной комиссии и хранили до начала подсчета голосов участников голосования. К ним не то что никто не имел доступа, их не разрешалось даже трогать руками до тех пор, пока вечером 1 июля не закрылся в регионе последний избирательный участок.

Кроме того, вся процедура голосования, хранения бюллетеней и подсчёта голосов проводилась под контролем нескольких тысяч наблюдателей, подготовленных Избиркомом совместно с Общественной палатой региона. А на сайте ЦИК 1 июля запустили счетчик предварительных итогов общероссийского голосования, все цифры отражались там в режиме реального времени максимально прозрачно, так что в регионах на результаты голосования не мог повлиять никто.

Благодаря всем этим мерам, голосование удалось провести без нарушений. Обращения в Избирком касались преимущественно технических вопросов – например, как проголосовать по месту нахождения. По словам Сергея Канищева, единственное сообщение о том, что на одном из участков голосуют люди без документов, в итоге не подтвердилось.

По мнению Наталии Вожовой, голосование прошло безупречно, а его результаты  - абсолютно легитимны.

– Голосование по поправкам в Конституцию, на мой взгляд, одно из самых значимых событий в новейшей истории России. Процесс был длительный, голосование осуществлялось в течение семи дней. Около 8000 общественных наблюдателей следили за подсчетом голосов в нашем регионе. В общественной палате все дни работал штаб из представителей общественности, молодежной избирательной комиссии, региональное отделение ассоциация юристов, представители Национального общественного мониторинга.  Постоянно работал телефон горячей линии, в целом голосование прошло в строгом соответствии с законом, серьёзных нарушений не зафиксировано, – подчеркнула Наталия Вожова.