«Мы гордимся своим селом». Как жители Воронежской области создали успешное хозяйство
Как работают агрономы в Верхнемамонском районе.
Природа наделила Верхнемамонский район Воронежской области неповторимой красотой и богатырской силой. Общеизвестна слава здешних чернозёмов. И человек любящий, понимающий землю, грамотно работающий на ней, способен на многое.
На полях «Рассвета» растят всё, что продиктовано научно обоснованным севооборотом. Есть пшеница и ячмень, кукуруза и подсолнечник, есть многолетние и однолетние травы. Погодные и жизненные невзгоды не обошли, конечно, и его, но с верного пути не сбили.
Несколько лет назад, когда ветшала экономика, росли долги, а российское село буквально стонало от нехватки техники, руководитель хозяйства Сергей Агибалов не без гордости показывал своё хозяйство, которое взяло под крыло местное хлебоприёмное предприятие и стало возрождать сельскую экономику.
– Рожь, на мой взгляд, культура, которую в своё время незаслуженно забыли. На неё не было хорошей цены, и ряд хозяйств отказалась от возделывания. У нас этого не произошло. Мы как выращивали, так и продолжаем её выращивать, – рассказывал директор ООО «Рассвет» Сергей Агибалов. – У нас она в структуре посевов занимает 400 – 500 га ежегодно. Урожайность в пределах 35 – 40 ц с га.
Радует и пшеница. Отдельные участки дают по 60 ц. Урожай небывалый для нашей зоны.
Сейчас, пожалуй, ни в одном хозяйстве района нет такого парка новейшей техники, как в «Рассвете». Здесь всё лучшее, что есть на российских полях. Объясняя неизменное лидерство в уборочной страде, Сергей Агибалов говорит, что богатыми урожаями здешние поля обязаны высокой культуре земледелия. Рокот агрегатов на полях не смолкает с ранней весны до глубокой осени.
– Самая тяжёлая жатва, бывает когда низкий урожай. Бывает обидно, когда ты всё сделал на полях, а урожая нет. А когда хороший урожай, и ты всё сделал для того, чтобы его получить, то испытываешь чувство удовлетворения. Бывает, и недостаточное увлажнение почвы, и засуха, что приводит к недобору урожая. С северными районами области соревноваться трудно по этой причине. Но зато у нас есть своё преимущество, мы первыми начинаем уборку и первыми её заканчиваем, – говорит Сергей Агибалов.
На всех шести комбайнах работают по два комбайнёра. Практика показала: так заметно сокращается время на техобслуживание, техника не простаивает и тогда, когда в поле привозят обед или ужин. Сегодня главная забота на селе – жатва. До поздней ночи кипит работа на зерновом току.
Рядом, на соседних полях, набирает силу, радуя глаз, царица полей – кукуруза. Посеянная на зерно. В нынешнем году она занимает площадь в полторы тысячи гектаров. За ней усердно ухаживает механизатор Роман Белоусов. В июле, когда растения стали задерживаться в своём развитии, решили подкормить кукурузу минеральными удобрениями.
– У меня папа работал в колхозе и дедушка. И я по их стопам пошёл. С шести лет с отцом на комбайне, тракторе. Мне нравится техника, профессия механизатора, – поделился Роман Белоусов.
– У него всегда хорошие посевы. И на его полях всегда высокий урожай, – говорит Сергей Агибалов.
Сергей Агибалов за день бывает на полях и на току по несколько раз, а случается, и весь световой день. Для него самый больной вопрос сегодня, как и для сотен его коллег, связан с ценой на нынешний урожай. Останется ли она прежней, на уровне прошлого года, или будет значительно ниже. От цены на хлеб зависит дальнейшее благополучие села.
– Для жизни в нашем селе всё есть, начиная от газа, дорог, освещения. И разговаривая с механизаторами, многие работники этим довольны. Они говорят, что мы гордимся своим родным селом, – отмечает Сергей Агибалов.
За последние годы удалось сделать многое. Построена современная школа. Село полнится детскими голосами.
А в 1942 году по Дону проходила линия фронта. Осетровский плацдарм стал местом крупного сражения Великой Отечественной войны. По сути, на этой земле был предрешён исход Сталинградской битвы. Возводимый здесь величественный мемориал воздаст должное тем, кто погиб, защищая эту землю.
– Это поле Солдатской Славы: подъёмный лог, на котором шло наступление, и танки шли, и солдаты шли в атаку. Эта земля сейчас возделывается. Конечно, тяжело приходится восстанавливать плодородие почвы. Любой квадратный метр имеет ценность как сельскохозяйственная земля. И получается хороший урожай, – рассказывает глава Верхнемамонского района Николай Быков.
Открытие историко-культурного комплекса «Осетровский плацдарм» было приурочено к 75-й годовщине победы в Великой Отечественной войне. В экспозицию включены центральная аллея с монументальной композицией, воинское захоронение, воссозданные на местности окопы.
– Мы приняли очень правильное решение – начать здесь работы. Пока завершили первый этап, но предполагаем, что будет и второй. Планируем сделать интерактивный музей. Будем просить Министерство обороны, чтоб нам дали технику. Важно заниматься благоустройством здесь и создавать какую-то инфраструктуру рядом. Будем думать, как это место развивать и дальше, – сказал губернатор Воронежской области Александр Гусев.
Возводимый у Осетровки мемориальный комплекс должен ещё раз напомнить, кто спас мир от коричневой чумы. Именно с этого плацдарма начиналась наступательная операция советских войск «Малый Сатурн».
– В ходе наступления 1-й гвардейской армии, которая на этом участке вела наступательные сражения, была 78 - я Стрелковая дивизия, в ней служили мои будущие родители. Отец – 107-й противопехотный дивизион, а мама – старшина медицинской службы, 113-й медсанбат. Этот памятник и им, – рассказывает генерал- майор в отставке Олег Путинцев. – Когда дивизию с Калининского фронта, перебросили сюда, на Калач, то отцу удалось, после трёх лет, а он участвовал в Финской операции, добраться до дома в Нижний Мамон, буквально на полчаса вырваться. Но, к сожалению, приехал домой, а здесь никого нет. Все в эвакуации. Он написал записку: «Был капитан Путинцев тогда-то. Ждите после победы». В 1945 году родители встретились. И меня на свет произвели. Это наше послевоенное поколение. Оно выросло на наших родителях.
Генерал Олег Путинцев родился в этих местах. Его детство и юность прошли в родном селе. Здесь словно вновь переживаешь те времена. И начинаешь понимать, почему так захлёстывает душу нежность к донскому роднику, ко всему, что вмещают с детства знакомые слова: отчая земля.