Таинственные подземелья и сказочные дворцы: какие легенды скрывает Воронеж?
Рассказываем, какие тайны прошлого хранятся под нашими ногами.
Фото: Вести Воронеж, Юрий Викторов, Pixabay
В Воронеже создают оригинальный туристический маршрут. В отличие от привычных глянцевых путеводителей, соавторами маршрута выступают сами горожане и краеведы. Инициатор проекта «Городские легенды» – компания «МТС» - обещает озвучить топ самых интересных городских историй и сделать на их основе аудиогид. С конца лета аудиогид будет доступен всем желающим на крупнейшей платформе для путешественников izi.TRAVEL. В путеводитель войдут 10 самых удивительных и ярких городских историй. Пройти по этому маршруту в «народным» путеводителем можно будет за два часа со смартфоном в руках. «Голосом» Воронежа станет известный и любимый воронежцами актер Камиль Тукаев.
Мы cобрали для вас подборку увлекательных историй, которыми поделились краеведы в рамках проекта «Городские легенды».
Городские катакомбы
Воронежцы не раз слышали, что пространство под городом занимают обширные подземелья. Это одна из самых популярных городских легенд. Есть ли под Воронежем таинственные подземные ходы, рассказала член Общественного совета при региональном департаменте архитектуры и градостроительства, краевед Ольга Рудева.
Подземелья, по её словам, вовсе не легенда, она прошла их сама. Под Острогожским бугром действительно есть разветвлённые двухярусные катакомбы. Входы в подземелье были в районе Покровского храма. А за ними - коридоры и маленькие комнатки с подставкамии под аппаратуру. Оба тоннеля, идущих вглубь Острожного бугра в сторону Покровки, соединяются между собой. Небольшой, заканчивающийся грудами песка после взрыва, идёт в сторону Чернавского моста. А вот в сторону ВГУ тоннель длинный и тоже с комнатами. В конце была железная лестница на «второй этаж» катакомб, там только небольшой тоннель и пара-тройка комнат. А выше - глухая, без выхода, шестигранная беседка из белого кирпича с большим круглым отверстием наверху.
- Сейчас входы в тоннели засыпаны, когда строили «Версаль» и жилые дома рядом, грунт из котлованов под фундаменты не увозили, а ссыпали с бугра, и лестница со входами в таинственные катакомбы оказалась глубоко под землёй, - рассказала Ольга Рудева.
Бесполезная улица
Была в Воронеже улица, которую сейчас назвали бы бесполезной. А тогда она носила название Напрасной слободы и располагалась в районе нижней части улицы Таранченко и улицы Сиреневой, там, где сейчас стоит Никольский храм.
Почему улица получила такое название, объяснил известный воронежский историк Александр Акиньшин.
«Такое название сложилось или потому, что здесь казнили преступников, или потому, что был «убогий дом» и погребали умерших «напрасною», то есть внезапной смертью. Мне кажется, что ближе к истине первое предположение, поскольку недалеко была тюрьма, и на церковной земле вплоть до 1759 года хоронили казнённых и умерших колодников и тех служивых, что их стерегли», - писал он.
А владелец дома на улице Сиреневой, 2 не раз находил на участке человеческие черепа и кости, рассказала Ольга Рудева.
- Недавно рассказы подтвердились. Собственника участка над подпорной стеной обязали провести археологические исследования. Вот что рассказал мне археолог: «Найдены скелеты, люди были похоронены без гробов, без одежды и обуви, без крестов. У мужского скелета отсутствует одна рука и одна нога». Как тут не вспомнить казнённого мятежного казака Наума Севастьянова? Чтобы другим неповадно было бунтовать, ему отсекли левую руку и правую ногу в декабре 1670 года, но где похоронили, так и осталось неизвестным, - отмечает краевед.
Блуждающие памятники
Казалось бы, в мире мало вещей, более постоянных, чем памятники, но в Воронеже дело с ними обстоит не совсем так. Тут памятники весьма склонны к переменам и перемене мест.
Памятник Кольцову образца 1976 года – один из тех немногих беспокойных монументов, которым не стоится на месте. Гранитный памятник переезжал уже трижды. О переездах и их причинах рассказал кандидат исторических наук Владимир Размустов.
Этот памятник – самый тяжелый и массивный в Воронеже. В 1976 году его установили напротив Покровского собора, на возвышении, с которого гранитный поэт должен был обозревать водохранилище и город. А уже в 1997 году монумент отодвинули вглубь Советской площади, ближе к драмтеатру, который построили там к тому времени. Таким образом для крестных ходов освободили площадь перед храмом. В третий раз памятник переехал летом 2018 года. Его убрали с Советской площади перед началом её масштабной реконструкции и перенесли на Кольцовский бульвар.
Переезжал и первый памятник Алексею Кольцову. Его установили в 1868 году на плацу по соседству со Староконной площадью (пл. Ленина), а вокруг него возник Кольцовский сквер. В 1940 году при строительстве гостиницы «Воронеж» (здание с башней и часами на пл. Ленина, 8) памятник Кольцову отодвинули на десяток метров от здания вглубь сквера и развернули на 180 градусов, спиной к центральной улице.
По Севастьяновскому съезду ходил сам Петр I
Говорят, в современном Воронеже можно пройти теми же самыми дорогами, которыми ходил когда император-кораблестроитель. Правда ли это, рассказал Владимир Размустов.
Во времена Петра Севастьяновский съезд представлял собой улочку внутри крепости Воронеж к Ильинским воротам и спуск от этих ворот к реке. Пётр, приехавший в Воронеж, чтобы наблюдать за строительством флота, пожелал жить у реки, а не в крепости, и поселился в доме подъячего на нынешнем пересечении улиц Большой Стрелецкой и Софьи Перовской.
В Благовещенье Пётр посетил службу в уже каменном на тот момент Благовещенском соборе. Для того, чтобы от реки попасть в крепость, царю Петру не миновать было Ильинских ворот, а они располагались около сегодняшнего Ильинского храма на Севастьяновском съезде.
А когда в 1703 году святитель Митрофан скончался, император лично нёс гроб владыки. Благовещенский собор и резиденция епископа Воронежского находились внутри крепости, на холмах. А резиденцию для Петра построили внизу, напротив современной Адмиралтейской площади.
Современная улица Севастьяновский съезд, сохранившая свои исторические очертания, прямо связана с двумя знаковыми для Воронежа историческими личностями общероссийского значения – Петром I и святителем Митрофаном и хранит их шаги.
Сказочные дворцы архитектора Баранова
Архитектор Александр Баранов подарил Воронежу множество «сказочных дворцов» и при этом не оставил почти никакой информации о себе. Таинственный мастер был главным архитектором Воронежа в течение 25 лет, дольше, чем кто-либо другой в истории Воронежа.
Где он похоронен, не знает никто, так же, как и где он родился, в какой семье вырос и где получил начальное образование. Известно только, что в 1865 году он завершил обучение в московском Дворцовом архитектурном училище, а спустя шесть лет перебрался в Воронеж. И после этого в городе стали появляться настоящие дворцы. Александр Баранов спроектировал множество зданий, уцелело всего около десяти.
Все здания, к которым он приложил руку, объединяет одно – архитектурная эклектичность и яркая праздничная декоративность. Каждый дом он стремился сделать «нарядным», чтобы улицы Воронежа радовали горожан красотой. Выполняя частные заказы, архитектор мог не сдерживать фантазию и творческий порыв. Так появились в городе настоящие дворцы, например, дом Харина (улица 9 Января, 43) или дом Михайлова (проспект Революции, 47).
- Он хотел создавать красоту, и даже самые утилитарные здания, которые заказывали ему городские власти в рамках скромного бюджета, выходили из его рук красивыми, - рассказала краевед Елена Устинова.
Взять хотя бы здание Казённого винного склада! Сегодня оно известно воронежцам как здание бывшего ликеро-водочного завода на улице Кольцовской. В нарядный особнячок превратил Александр Баранов приют для бедных девушек на улице Кости Стрелюка, 11/13. Красивым и величественным получился даже комплекс зданий городских скотобоен, хотя они не сохранились до сегодняшнего дня.