Жильё после смерти. Как воронежские полицейские с риелторами продавали квартиры покойников

Вычислить группу, прибиравшую к рукам недвижимость умерших людей, помогла случайность.

22675
Вести Воронеж Оксана Грибкова

Фото: Pixabay

Полмиллиона рублей снял со своего счёта в банке покойник. Служба безопасности случайно выяснила, что к моменту получения денег клиент был уже почти год как мёртв. Следом оказалось, что дедушка продал свою квартиру, когда также уже пребывал в мире ином. Силовики стали разбираться и вскрыли целую схему вывода недвижимости одиноких умерших стариков. В ней оказались замешаны воронежские полицейские и риелторы.

В ноябре 2020 года в Ленинском райсуде начался процесс по делу троих участковых, двух женщин-риелторов и их помощницы. Шесть человек судят за мошенничество с квартирами одиноких воронежцев. Четыре из них были проданы и обрели новых владельцев. Ещё две квартиры «уйти на сторону» не успели благодаря вмешательству следователей СК и оперативных сотрудников. На самом деле такой выморочной недвижимости, которую продали аферисты после смерти хозяев, могло быть намного больше. Это тот жилфонд, которого не хватает городским властям, чтобы хоть немного уменьшить очередь воронежцев-льготников. Люди остро нуждаются в крыше над головой десятилетиями, пока кто-то прибирает к рукам чужое.

Как участковые и риелторы наживались на квартирах умерших людей, какие схемы вывода жилья использовали и как их удалось вычислить, корреспонденту «Вести Воронеж» рассказал Григорий Багдасаров, следователь по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Воронежской области.

«Возвращение» мертвецов

Весной 2017 года жители пятиэтажки на проспекте Труда пожаловались на удушающий трупный запах в подъезде. Полицейские вскрыли квартиру одинокого старика и нашли полуразложившийся труп. Экспертиза показала, что дедушка скончался ещё осенью. Пенсионер был одиноким человеком, поэтому никому его судьба не оказалась интересна. Зато его квартира, которая хоть и была в запущенном состоянии, довольно скоро обрела новых хозяев. Со счёта старика исчезли его сбережения.

Всё это узнали полицейские, когда стали выяснять, как проходила регистрация сделок недвижимости, принадлежащей мёртвому человеку. Оказалось, что справку для них о том, что в квартире никто не проживает, выдавал местный участковый. Тот самый, что обнаружил тело хозяина жилья. Заинтересовались правоохранители и риелторами, сопровождавшими сделки.

– Сотрудники оперативно-розыскной части управления собственной безопасности (ОРЧ УСБ) МВД не спешили разоблачать и задерживать участкового и специалистов по недвижимости. Они решили понаблюдать за правоохранителем и риелторами, предполагая, что махинация с квартирой пенсионера на проспекте Труда – не единственная, – говорит Григорий Багдасаров.

Участковый Игорь Гамов (имена и фамилии всех героев публикации изменены) в махинациях с недвижимостью больше замечен больше не был. А вот учредители риелторской компании Ирина Сёмина и Инна Волина сразу же вызвали интерес оперов, в частности телефонными разговорами с участковым из Ленинского района Иваном Трофимовым.

Разбираясь в сомнительных сделках купли-продажи, которые сопровождало агентство недвижимости Сёминой и Волиной, силовики отследили истории нескольких квартир. Все они были на участке Трофимова. Шаг за шагом силовики раскрутили схемы, которые помогли полицейскому и риелторам прибрать к рукам и продать недвижимость.

В 2015 году жильцы многоквартирного дома на улице Моисеева обратили внимание на постоянно открытую форточку у соседа. Вызвали полицию, пожаловавшись, что давно не видели пенсионера. Дверь взломали и нашли тело хозяина, который скончался несколько месяцев назад.

Участковый Иван Трофимов сразу понял, что дедушка жил один. Квартира старика была не приватизирована. Ирина Сёмина, которая много лет профессионально занималась вопросами купли-продажи недвижимости, решила воспользоваться отсутствием до середины 2000-х базы в Росреестре объектов недвижимости. По версии следствия, риелторы подделали документы о регистрации в квартире сестры ИванаТрофимова и документы о приватизации ею квартиры. После этого сестра полицейского оформила договор купли-продажи на риелтора Инну Волину. Та же перепродала жильё жене Трофимова. После нескольких сделок квартиру продали уже по-настоящему.

Двойник пропавшей без вести

Полицейский Иван Трофимов работал на одном участке больше десятка лет и хорошо знал не только постоянных жителей на своей «земле», но и их жильё. Он заметил, что квартира в доме на улице Лётчика Колесниченко долго пустовала. Когда в 2016 году её вскрыли, там обнаружили останки почти двух десятков кошек. Трофимов решил, что живущая там когда-то женщина не просто пропала без вести, но и умерла.

Специалисты по недвижимости узнали, что квартира на Лётчика Колесниченко была в муниципальной собственности. Они довольно быстро придумали схему, которая помогла прибрать к рукам городскую недвижимость. Для этого они использовали своего бухгалтера, которая выдала себя за исчезнувшую женщину. По версии следствия, та заявила о потере паспорта в отдел полиции. Вероятно, не без помощи Трофимова самозванка получила новый документ на чужое имя. Бухгалтер сделала у нотариуса доверенность на риелторов от имени пропавшей квартиросъёмщицы. После жильё приватизировали и продали.

– Когда в этой истории стали разбираться следователи, удалось узнать о судьбе пропавшей квартиросъёмщицы. Она хоть и исчезла, но не умерла. Женщину удалось найти и опросить. Квартиру она получила в 1991 году от завода, где работала. Несмотря на возможность приватизировать, не сделала этого. В марте 2014 года она узнала о присоединении к России Крыма и очень обрадовалась, так как родилась там. В один момент она просто закрыла дверь, оставила вещи и кошек в квартире и уехала на родину, – поясняет Григорий Багадасаров.

Дары покойных

Квартира на улице Станкевича, одинокая хозяйка которой умерла, была приватизирована задолго до её смерти. Исходя из этого, риелторы в 2018 году придумали схему с договором дарения. По версии следствия, они оформили от имени собственницы документ, датированный 2005 годом. Для этого владелицы агентства недвижимости использовали данные своей сотрудницы. На её имя подделали дарственную, заверенную у нотариуса. Следователи стали выяснять, что за специалист согласился поучаствовать в афере. Оказалось, что мошенники использовали подпись и печать нотариуса, которая умерла ещё в 2003 году. Тем не менее, недвижимость переоформили на своего человека, а потом перепродали.

Силовики раскручивали истории продажи четырёх квартир, собирали доказательства махинаций и в режиме реального времени наблюдали, как намечается ещё одна афера. К участковому Трофимову обратился его коллега с Левого берега Семён Бодягин. По долгу службы он в 2018 году вскрывал на улице Остужева пустующую квартиру, где случился потоп. Бодягин понял, что жильё осталось бесхозным. Полицейский знал о нелегальных заработках Трофимова и решил обогатиться по той же схеме. Бодягин позвонил коллеге и рассказал о появившейся возможности. Трофимов обговорил её с риелторами.

Во время проверки недвижимости выяснилось, что у покойной хозяйки было в собственности ещё две квартиры. Одна оказалась продана при жизни владелицы, вторая, на улице Иркутской, также пустовала.

Напрямую Семён Бодягин с Сёминой и Волиной не общался. Все переговоры от его имени вёл Трофимов. За свою часть работы – те же справки об отсутствии в квартире зарегистрированных жильцов – участковый запросил предоплату. Переговоры затянулись на несколько месяцев, до сентября 2019 года.

Ниточка, распутавшая клубок

Опера и следователи наблюдали за переговорами, контролировали ситуацию и тоже ждали. Им нужно было получить подтверждения, что желание прибрать к рукам две квартиры – не просто разговоры.

– Мы задержали специалистов по недвижимости накануне передачи денег участковому. Женщины, узнав о собранных против них доказательствах, согласились на сотрудничество. Средства они передавали уже под нашим контролем, – говорит Григорий Багдасаров.– К тому времени, как полицейские и риелторы попали под следствие, сотрудники управления собственной безопасности МВД собрали огромный материал для работы. Всё это помогло изобличить шесть человек в мошенничестве и покушении на него.

Ущерб городу от действий специалистов по недвижимости и участковых составил больше 5 млн рублей. По данным силовиков, большая часть денег, которые получала группировка от продажи квартир, доставались полицейским. Такое жильё обычно было в запущенном состоянии и уходило за суммы чуть больше миллиона рублей. К примеру, при продаже недвижимости за 1,1 млн рублей участковый мог забрать себе 800 тысяч. Риелторы, которые платили долги за коммуналку и обеспечивали регистрации сделок, получали примерно 300 тысяч на двоих. Все участники махинаций вели себя крайне осторожно. Всё это могло продолжаться ещё долгие годы, если бы не вмешался случай.

Загадочная банковская история с исчезновением со счёта покойника полумиллиона рублей стала ниточкой, благодаря которой силовики распутали клубок длившихся годы махинаций. При этом никто из оказавшихся на скамье подсудимых деньги не снимал – это было бы глупостью и большим риском. По данному факту возбуждено и отдельно расследуется дело о мошенничестве. По одной из версий, снять деньги дедушки по его паспорту с помощью двойника мог один из коллег участкового из Коминтерновского района Игоря Гамова. Полицейские попросту не предупредили друг друга о намерениях обобрать покойника.