В Воронеже впервые за 50 лет открылась выставка художника Александра Бучкури
Он был любимым учеником Ильи Репина.
Он создал целую галерею портретов, но работ его осталось мало – они пропали во время фашистской оккупации. Учился у Ильи Репина, сам воспитал много учеников. Воронежский музей имени Крамского к 150-летию со дня рождения Александра Бучкури открыл большую выставку «Ученик и учитель».
Немногим более сорока картин, больших и совсем маленьких. Это и тематические полотна, и маленькие этюды – все работы художника, что хранятся в фондах Воронежского музея имени Крамского. Выставка подобного масштаба проводилась полвека назад в 1970-м, к столетию со дня рождения Александра Бучкури.
– Мы показываем все работы Бучкури, которые хранятся в нашем музее. Среди них есть впервые экспонируемые – графика, офорты небольшие. И здесь можно проследить эволюцию творчества – основные мотивы, темы, образы, вокруг которых строится творчество Бучкури, – учёный секретарь Воронежского художественного музея имени Крамского.
Он был одним из любимых учеников Ильи Репина, у которого учился в Академии Художеств. Перед ним открывалось блестящее будущее в столице, но Александр Бучкури оставил Петербург и вернулся в Воронеж, где создал множество картин. Целая серия женских портретов, причем не аристократок, а крестьянок в народных костюмах вышла из- под его кисти.
Серия портретов крестьянок давала молодому художнику дополнительный заработок. С его этюдов издательство «Ришар» делало почтовые открытки, которые разлетались по всей России. Работал всегда тщательно, чему научился в репинской мастерской. Бучкури писал в особой манере. Его картины как бы чуть- чуть не закончены, но это создает особый шарм.
Он был одним из первых учеников, и одновременно, одним из создателей воронежской бесплатной рисовальной школы. Он получил здесь начальное образование и с первых дней стал пробовать себя в педагогической деятельности. Несмотря на молодость, это был уже сформировавшийся художник, влюбленный в изобразительное искусство.
– Он создал реалистическую мастерскую и это важно, потому что в 20-е годы начинает складывается формалистское искусство, довлеет авангард в изобразительном искусстве. Поэтому сложение реалистической мастерской – это достаточно сложный шаг, на это было сложно решиться – выйти в противовес новым течениям. К Бучкури записывались студенты разных возрастов, которые хотели отображать действительность такой, какова она есть, – говорит заведующая отделом Воронежского художественного музея имени Крамского Галина Никулина.
Александр Бучкури погиб во время оккупации Воронежа фашистами. Достоверных сведений о том, как это произошло, нет. По одной из версий, он был расстрелян в Песчаном Логу среди сотен других воронежцев. По другой же версии его встретили далеко отсюда, за 200 километров, под Россошью. Пожилой художник с трудом толкал перед собой коляску с больной женой. Дальше следы его теряются.