Благовещенский собор. Как в Воронеже построили один из самых больших храмов России
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Один из самых больших храмов России, кафедральный собор Воронежской митрополии, который называют «народным», Благовещенский, 6 декабря отметил 11-летие со дня официального открытия. Тогда закончили строительство здания и начали расписывать своды и стены. Как это было, об истории, архитектуре, росписи и реликвиях узнали корреспонденты «Вести Воронеж».
Тысячи человек на улицах Воронежа. С молитвами они идут Крестным ходом вместе со священнослужителями, которые несут мощи святителей Митрофана, Тихона и Петра из Покровского в Благовещенский собор. На кадрах 5 декабря 2009 года. На следующий день – официальное открытие нового храма. Пока в нём лишь оштукатуренные белые своды и стены, окна, полы, иконостас. Убранство появится позже. Но история Благовещенского собора началась намного раньше, больше четырёхсот лет назад.
Ровесник воронежской крепости – храм, по разным данным построенный в 1585 или в 1620 году, был самым высоким строением в округе. Он располагался на месте нынешней Университетской площади. Храм посвятили особо почитаемому событию библейской истории – Благовещению Пресвятой Богородицы. Он был деревянный и часто горел.
По просьбе святителя Митрофана на месте прежнего вскоре начали строить новый каменный собор. К 1692 году он был готов и представлял собой величественное здание простой архитектуры. Возведённый на краю рва, дал трещины. Был отстроен новый каменный храм. И казалось, уже ничто не сможет его уничтожить. Но и его участь оказалось печальной. В начале 20 века собор объявили оплотом контрреволюции, реликвии отобрали, а службы запретили. То, что не сделала советская власть, закончила война. Во время Великой Отечественной от сооружения остались лишь руины.
На кадрах 1998 года а месте будущего собора вырыли котлован и начали возводить фундамент. А спустя четыре месяца закладной камень освятил патриарх Московский и вся Руси Алексий II.
Каждый этап строительства был словно праздник для верующих. Тысячи людей собирались в парке, когда закладывали камень в основание, устанавливали 16-метровые арки, каркас купола. Металлическую конструкцию поднимали по частям в течение семи часов. Затем – сам купол и 12-метровый крест весом почти в 5 тонн. А еще через год – подняли главный колокол, весом в 6 тонн. Отец Василий, сейчас настоятель Воскресенского храма, тогда - куратор строительства Благовещенского собора вспоминает: прихожане не могли сдержать слёз.
– Люди плакали. У меня у самого наворачивались слёзы, когда крест поднимали, потом, когда поднимали шпиль на колокольню, я признаюсь, слеза пробила. Я плакал от этого внутреннего восторга, – вспоминает куратор-строитель Благовещенского кафедрального собора с 2003 по 2007 г. отец Василий.
Площадь росписи – шесть с половиной тысяч квадратных метров, работу выполняли 15 мастеров. Одни из самых сложных элементов – купол и своды. Художникам приходилось балансировать на строительных лесах высотой больше 80 метров. Эту живопись можно буквально читать – все изображения располагаются в соответствии с иерархией. Вверху – образ Спасителя с Богородицей, апостолами и ангелами в ярко-жёлтом свете. Ярусом ниже – библейские сюжеты, затем изображения, посвящённые житиям воронежских святых.
– Служба божия, она может совершаться и просто в лесу на пеньке. Как многие святые угодники божии, которые в советское время попадали куда-то в заключение, в ссылку. Им приходилось служить и в тюремных камерах. Благодать божия она человека осеняет в любом месте на земле. Но если говорить о том, как молиться легче, то, конечно, разумеется, здесь святой церковью оставлены те виды церковного искусства, которые максимально помогают человеку, – говорит клирик Благовещенского кафедрального собора протодиакон Николай Терпугов.
На молитву человека настраивает иконопись и церковное пение, тление лампадок и запах благовоний. Благовещенский собор стал для сотен тысяч прихожан региона духовным центром. Он хранит много реликвий, в том числе мощи святителя Митрофана, Тихона и Петра. Собор стал памятником разрушенных церквей, архитектурным украшением столицы Черноземья, символом народного покаяния и единства.