Отдали все деньги. Воронежские семьи 8 лет назад вложились в стройку и остались без жилья
Признавать обманутыми дольщиками их не собираются.
Без денег, квартир и статуса обманутых дольщиков. В Воронеже три семьи пытаются добиться хотя бы чего-то из этого списка. Они были пайщиками в жилищно-строительном кооперативе ВГУ и вложились в стройку на переулке Бауманском. Новоселье ожидалось ещё в 2014 году, но возводить объект начали только недавно. А вот места для тех, кто купил там квартиры, не нашлось до сих пор. Почему и есть ли ещё шанс получить жильё, разбиралась корреспондент «Вести Воронеж».
Семья Хицковых снимает квартиру на Левом берегу уже десять лет. Мечта переехать в «трёшку» в центре города кажется им всё менее реальной, хоть они и вложили 2,5 млн рублей в будущее жильё там восемь лет назад. Тогда Хицковы вступили в жилищно-строительный кооператив ВГУ, как и ещё 37 человек. Им обещали новоселье к концу 2014 года, но ЖСК развалился, участок продали, и теперь работы там ведёт другой застройщик, подконтрольный компании «Развитие».
– Мы отнесли все деньги, ещё взяли ипотеку, которую будем выплачивать до 2024-го. Даже если нам задуматься о покупке новой квартиры, взять опять ипотеку – это будет возможно не раньше, чем через четыре года. Нам сказали, что мы не обманутые дольщики. Вот и задаёмся вопросом: «А кто мы тогда?» – говорит пайщица ЖСК ВГУ Лидия Хицкова.
Вместе с Хицковыми этим вопросом задаются ещё две семьи. Они пошли в суд, чтобы взыскать с ЖСК ВГУ вложенные в строительство деньги, и даже выиграли его. Только вот на счетах у кооператива ничего нет. Компания, по данным налоговой, уже недействующая, и спрашивать, получается, не с кого. Новый застройщик выкупил участок и начал возведение дома. И, как говорят пайщики, предложил им альтернативу – студию в доме на улице Ростовской или компенсацию в размере 20% от вложенной суммы. Многие согласились, чтобы не остаться вообще ни с чем.
– Группа компаний «Развитие» не имеет никакого отношения к деятельности жилищно-строительного кооператива «Воронежский государственный университет». Несмотря на это, по просьбе правительства Воронежской области, «Развитие» выплатило компенсации большинству участников кооператива. Гражданам, не получившим выплат до настоящего времени, также рекомендуем обратиться в жилищно-строительный кооператив «Центр доступного жилья «Развитие», – следует из официального ответа застройщика.
Судя по проекту, будет клубный дом. Стоимость жилья – выше среднего. Так, цена за трёхкомнатную квартиру доходит до 8 миллионов.
– Я имею в этом строящемся доме, к которому не имею на данный момент никакого отношения, квартиры в первом подъезде на втором этаже. Их номера №8 и 9. Это мои квартиры. Как это доказать – я не знаю теперь уже, – говорит пайщица ЖСК ВГУ Вера Бесова.
– Сейчас ситуация достигает апогея, потому что я, например, знаю, на каком этаже и в каком месте мои квартиры. Они должны были быть расположены рядом. И я представляю, как только сейчас появятся этажи, у моей квартиры появится новый собственник. Соответственно, на одну и ту же квартиру будут претендовать два физических лица, – рассказывает ещё один пайщик Вячеслав Воронцов.
Пайщики ЖСК настаивают на том, чтобы их признали обманутыми дольщикам. В таком случае они могли бы рассчитывать на помощь государства. Веры в успех им добавляет решение суда, который признал их договоры – договорами участия в долевом строительстве дома. Тогда почему же они не дольщики, недоумевают люди.
Однако власти утверждают, что правовых оснований на признание их таковыми нет. А против закона они пойти не могут.
– Почему не дают нам этот статус? Потому что есть земельный участок, и на нём есть застройщик. То есть на нашем земельном участке строят. И власти спрашивают: «Почему же вы обманутые дольщики?» – поделилась представитель семьи Хицковых Евгения Сергеева.
Юристы говорят, можно бы было инициировать процедуру банкротства в отношении ЖСК ВГУ. Это был бы шанс взыскать деньги пусть не с кооператива, то с его руководства. Но и здесь успех не гарантирован. У руководства может просто не оказаться имущества. Так что пайщики пока наблюдают за тем, как на участке растёт дом с их квартирами, и надеются найти выход из правового тупика в Конституционном суде.