«Никаких канонов». В Воронеже во второй раз открылся фестиваль современной хореографии

В нём приняли участие намного больше хореографов, чем в прошлый раз.

6419
Вести Воронеж Ольга Зубкова

В театре оперы и балета открылся фестиваль современной хореографии «Реформа танца». В Воронеже он проводится во второй раз. В нём принимают участие намного больше хореографов, работающих в различных стилях и направлениях, чем в первом фестивале. А это значит, что зрители могут познакомиться с большим количеством новых работ.

Когда Александр Литягин задумывал два года назад фестиваль, своей основной задачей он считал развитие балетной труппы, ведь следуя мировым тенденциям, профессиональные артисты балета должны одинаково хорошо владеть и классической, и современной хореографией. И, если в первый год жизни фестиваля у многих ещё были сомнения в его целесообразности, то сейчас уже можно говорить о том, что «Реформу танца» любят и ждут. И не только танцовщики, но и зрители. Круг участников проекта – люди, которые сегодня и сейчас создают современный танец как явление российского и мирового культурного пространства, известные в России и за рубежом, молодые и востребованные хореографы.

– В современном танце можно использовать абсолютно любую лексику, Каждый хореограф - это свой собственный стиль. Здесь нет никаких табу, ты можешь работать. Современный танец – это больше свободы. И каждый выбирает нужную себе тропинку, либо наоборот, не выбирает никакой тропы, а идёт по интуиции. Здесь нет никаких канонов, и ты просто творишь, – признаётся хореограф из Санкт-Петербурга Эонест Нургали.

Балетмейстеры приехали со своими идеями, со своей музыкой.  Некоторые из них уже были знакомы с воронежскими танцовщиками, для других знакомство с артистами проходило через кастинг. Каждый подбирал для себя пусть маленькую, но труппу. Подбирал тот материал, с которым он хочет работать, с которым ему работать интересно. А каждый артист ждал своего балетмейстера.

– Опыт мы получаем колоссальный, потому, что такое событие как «Реформа танца» даёт нам возможность ощутить себя, воплотиться в разных совершенно образах, которые нам были не свойственны когда-то. В этой хореографии мы привыкаем танцевать лучше, свободнее. Также актерские задачи наши хореографы ставят, – рассказывает солистка Воронежского театра оперы и балета Ольга Негребова.

– Это непривычно для всех – не только для зрителя, но и для артистов, потому что всю строгость классического танца, всю эту вертикаль, позиции - их учили 8 лет и всю карьеру в театре – приходится забыть. Более того, от условных чувств, которые они испытывают в классическом балете, им приходится забыть и перейти к своим собственным. Которые можно выражать не регламентировано. Более того, это уникальная возможность поработать с хореографами один на один и самим быть материалом для хореографа, – рассказывает балетный критик из Москвы Татьяна Кузнецова.

Подобный фестиваль важен для современного зрителя, потому что классический балет некоторые считают для себя искусством достаточно архаичным. Специалисты полагают: «Реформа танца» и подобные ему проекты – повод привлечь в театр молодую аудиторию. Конечно, ждать немедленного успеха нельзя, надо терпеливо  воспитывать на новой хореографии новую публику. После нынешнего фестиваля в репертуаре останется несколько оригинальных спектаклей. 

– Пять новых балетов, поставленных специально для театра, которые впоследствии войдут в репертуар. Новые артисты, которые за сезон пришли в труппу. Знакомятся с новым языком, с новой стилистикой, с новой музыкой, с новой хореографией. Мне кажется, когда труппа развивается, это интересно как для труппы, так и для зрителя, – рассказывает организатор фестиваля , художественный руководитель Воронежского театра оперы и балета, заслуженный артист Воронежской области Александр Литягин.

Фестиваль отразит самые актуальные тенденции современного танца и современного балета. Труппа театра получит новый опыт. А зрители, несомненно, получат удовольствие.  Организаторы, надеются, что каждый найдет в «Реформе танца» свою изюминку.