Впечатляющая роскошь и витражи. Воронежцам показали варианты облика нового оперного театра
Жюри выбрало финалистов архитектурного конкурса.
Фото: Региональный департамент архитектуры и градостроительства
В Воронеже выбрали финалистов конкурса на лучшую концепцию облика фасада и интерьеров театра оперы и балета. Промежуточные итоги подвели во вторник, 16 марта. В финал конкурса вышли пять проектов. До конца марта их авторы выступят перед жюри, которое и примет окончательное решение.
Будущее оперного театра обсуждают в Воронеже уже несколько лет. Здание, построенное в 1961 году, сильно обветшало. Износ конструкций достиг почти 60%. Варианты обновления предлагали разные. Например, снести старое здание и построить новое на набережной. Реконструировать старое и расширить его за счёт пристройки или подземных этажей. Было даже экзотическое предложение перенести репетиционные помещения под землю – разместить их под площадью Ленина и накрыть стеклянной крышей. Остановились в итоге на варианте глобальной реконструкции здания, которая фактически подразумевает снос старого театра и строительство нового, в целом повторяющего облик исторического здания, но учитывающего при этом современные требования к театрам. Первые две концепции, предложенные властям летом 2020 года, жёстко раскритиковало архитектурное сообщество. Поэтому в декабре в регионе объявили конкурс на лучшую концепцию фасадов и интерьеров оперного театра. Авторы уже прошли первый отбор, в финал вышли пять проектов из девяти. Каким может стать новый оперный, разбирались «Вести Воронеж».
Вариант 1. 3D-точность
Первый вариант реконструкции предусматривает максимально возможное сохранение исторического облика театра. При том, что архитектура театра останется практически неизменной, он станет больше за счёт расширения сценической части и увеличения высоты зрительного зала. Входную группу дополнят каскадом ступеней, а цоколь облицуют грантом, архитекторы считают, что это придаст зданию величественность. Его высотность увеличится до 10 этажей.
Что касается интерьеров, то авторы проекта предлагают добавить ещё один ярус галерее зрительного зала и дополнить фойе сводом, который изначально был в проекте 1939 года. Малый зал со своим фойе и театральным музеем предлагают разместить в цокольном этаже. Гардероб, кассовый зал, буфеты, гостиные, кулуары, фойе, лестницы, санузлы и служебный вестибюль в новом здании останутся на том же месте, что и в старом.
А вот сценическая часть изменится. Производственные цеха перенесут в отдельное здание. Гримерные, репетиционные залы и помещения для хранения декораций и реквизита разместят в подвальной части, там же будет парковка на 60 мест для служащих театра. Декорации будут загружать в здание со стороны Центрального рынка.
– По своему убранству театр задумывался на уровне столичных образцов, но борьба с архитектурными излишествами в своё время не позволила его таким сделать. Теперь такая возможность есть. Все элементы фасадов сохранятся в существующем виде и дополнятся по необходимости элементами в том же классическом стиле. Интерьерные решения формируются по такому же принципу, что и фасады: элементы и детали реставрируются или создаются заново. Для этих целей здание будет полностью отсканировано, а все утраченные детали воссозданы 3D- принтером. Можно даже сказать, что новое здание воронежского театра будет воссоздано с помощью 3D-печати, – пояснили авторы проекта.
Авторы: Михаил Степучёв и Ирина Сидорова, АНО «Архпроект», Воронеж.
Вариант 2. Белое и синее
Второй вариант предполагает, что театр будет состоять из двух блоков. Первый будет прямо отсылать к облику существующего театра, это поможет сохранить исторически сложившийся архитектурный ансамбль площади Ленина. От ступеней входной группы архитекторы решили отказаться, для маломобильных посетителей там создадут два пандуса.
Второй блок будет значительно больше первого, но за счёт минималистичного решения будет подчеркивать его архитектуру. При этом второй блок, несмотря на контраст приёма, будет органично перекликаться с соседними зданиями – гостиницей «Азимут» и Центральным рынком – за счёт пропорций и нейтрального материала.
– При этом по мере приближения здание театра будет раскрываться, будет проявляться текстура, ритм отделки и светотень. В пропорциях оно ориентируется на старое, но пропуская приёмы через призму нового времени: ритм колонн, окна, деление облицовочной плитки, подчеркивающее вертикаль, – рассказали авторы проекта.
Интерьер станет продолжением фасадов здания, в нём будет использоваться тот же камень. Лестницу изготовят из камня и деревянных панелей. В оформлении зрительного зала использует те же принципы и цветовые решения, что и в других помещениях. Это будет сочетание деревянных панелей и синего и темно-серого бархата. Акцентом станет жёлтый занавес сцены.
Авторы: Дмитрий Каменский, Владимир Баранов, Карина Зимина и Ольга Кулиш, Архитектурное бюро «AKME», Санкт-Петербург.
Вариант 3. Классические очертания и панорамное остекление
Третий вариант ориентирован на максимальное сохранение привычного облика театра, который является одним из символов Воронежа. Цветовое решение фасадов останется прежним: основной тон - бежевый, колонны, пилоны и декор – белого цвета. При этом авторы проекта подчёркивают, что «старые стены» не соответствуют современным технологическим, функциональным и структурным требованиям к театру.
– Мы поставили перед собой цель разработать концепцию фасадов и интерьеров, который позволит максимально сохранить привычный облик театра с его лаконичным объёмным решением. Внесение радикальных изменение в облик здания и чрезмерное следование современным тенденциям в архитектуре может вызвать негативную реакцию воронежцев и исказить исторически сложившуюся панораму площади Ленина, – говорится в пояснении к проекту.
Для этого предлагается с максимальной точностью воспроизвести фасады, выходящие на площадь Ленина и улицу Пушкинскую, при этом их предлагается увеличить в 1,2 раза. Боковые фасады выполнят в стилистике старого здания с сохранением ритмического ряда спаренных колонн. Сценическую коробку увеличат, а на боковых фасадах сделают композиционный акцент в стилистике классического портика
– При проработке фасада со стороны улицы Пушкинской было учтено, что прежний фасад, даже увеличенный в 1,2 раза, на фоне новой сценической коробки смотрелся непропорционально маленьким. Для постепенного перехода между этими объёмами в проекте появился новый композиционный элемент – блок, повторяющий контуры портика, но больший по высоте. Он полностью выполнен из панорамного остекления, там разместят блок гримёрных, – говорит в проекте.
Для маломобильных посетителей предусмотрели отдельные входы с лифтами в боковых фасадах.
Малый зрительный зал предложили перенести в подземный этаж, авторы проекта считают, что это оптимизирует связь малого зала с артистической и технологической частью здания. При этом архитекторы решили отказаться от разделения внутреннего пространства здания и внешней среды. Стены из панорамного остекления позволят «впустить в театр свет и воздух». Кроме того, витражное остекление даст естественный свет и для подземного этажа, на котором разместится малый зал на 200 мест.
Авторы: Александр Забнин, Алла Забнина и Сергей Забнин, Воронеж.
Вариант 4. Богатый декор и система сурдоперевода спектаклей
Четвёртый вариант обновления театра тоже предусматривает сохранение эстетики сложившегося исторического ансамбля главной площади Воронежа. Новый фасад, детально повторяющий фасад существующего театра, дополнят двумя блоками с полуциркульной кровлей. Фасад здания декорируют полноценным коринфским ордером с глубокой рустовкой плоскости стен. Архитектурные украшения фасада повторят элементы современного убранства здания. Декоративное обрамление окон, фонари внешнего освещения и скульптуры на крыше будут аналогичны существующим. Фасад авторы проекта предложили сделать бежевым или белым.
В интерьере театра также предлагается использовать ордерную систему с рустовкой стен, сохранить существующие исторические люстры и бра и добавить скрытую современную подсветку. В зрительской зоне театра появятся витрины для исторических костюмов, театральных макетов и эскизов. Фойе предлагается оснастить световой и звуковой аппаратурой для проведения там представлений.
Кресла зрительного зала могут оборудовать системой компьютерного сурдоперевода Figaro Systems. Это позволит проводить оперные спектакли на родном языке произведения и приглашать лучшие иностранные коллективы. А вот балетный и универсальный залы решили поменять местами. Это даст возможность создать больший балетный зал с естественным освещением.
Кровлю театра оснастят двухуровневой системой удаления дождевой воды с крыши и карнизов архитектурного декора с помощью внутреннего водостока. Так крышу театра избавят от сосулек и необходимости установки водосточных труб, портящий облик здания.
Авторы: Михаил Степучев, Сергей Куцевалов, Денис Маркин, Воронеж, Москва.
Вариант 5. Храм элитного искусства
Пятая концепция предлагает превратить воронежский оперный театр в храм элитного искусства. Здание, построенное и декорированное в стиле высокого Возрождения, но из современных материалов и с применением инновационных технологий, станет украшением и гордостью города, уверены авторы проекта.
Здание будет состоять из двух частей: малой – зрительного комплекса и большой – технологического комплекса. Архитекторы предложили сохранить геометрию фронтона и декор капителей главного фасада, но сделать его более изысканным. При этом окна простой геометрии можно будет комбинировать, создавая эффект ленточного остекления. Каркас окон выполнят из алюминиевого профиля, анодированного под патинированную бронзу.
Парадность зданию придадут вставки в виде розеток с изображением известных композиторов или мастеров хореографии, а также наличники сложного профиля. Вокруг здания появится колоннада коринфского ордера. Капители колонн окрасят под бронзу. Сводчатая остеклённая кровля с богато декорированными окнами сделает здание похожим на драгоценную шкатулку. Фасады технологического комплекса повторят архитектурные решения зрительской зоны, продолжая ритм, заданный колоннадой вокруг здания. Все вместе создаст образ храмового сооружения.
Дизайн интерьеров зрительской зоны будет сочетаться с экстерьером фасадов. Сводчатая кровля даст возможность создания уникального интерьерного пространства – естественное освещение расширит возможности использования этих площадей и позволит увеличить в полтора раза площади репетиционных залов. Авторы проекта обещают, что интерьеры театра будут впечатляюще роскошными даже без применения дорогих натуральных материалов. При их оформлении используют элементы орнамента существующего интерьера театра.
Авторы: творческий коллектив Купер&elforma, Москва.