Стало известно, каким будет новый облик оперного театра в Воронеже
Подвели итоги конкурса.
Глобальная реконструкция театра оперы и балета пройдёт в соответствии с концепцией Михаила Степучёва и Ирины Сидорова (АНО «Архпроект»). Итоги конкурса подвели во вторник, 23 марта.
Михаил Степучёв отметил, что главным для него было сохранить архитектурную традицию и при этом сделать здание более современным с технологической точки зрения.
– Проект театра, выполненный в 1939 году, отличается каким-то неуловимым театральным духом и безусловным профессионализмом, который был свойственен в 30-50 годы советской архитектуре. Воспроизвести его, бережно относясь, к этой архитектуре, я считаю, честь для каждого архитектора. Во многом ещё и потому, что это ансамблевая архитектура, архитектуры Победы. Театр восстанавливался после войны, это архитектура, близкая нашему городу, в ней есть какое-то совершенство. Добавить новые элементы – это естественно, мы постарались добавить необходимые современному помещения, новый зрительный зал, чтобы здание зазвучало еще выразительнее, – рассказал Михаил Степучёв.
Работы по строительству нового оперного театра он оценил в 2,6 млрд рублей.
Этот вариант реконструкции предусматривает максимально возможное сохранение исторического облика театра. Но он станет больше за счёт расширения сценической части и увеличения высоты зрительного зала. Входную группу дополнят каскадом ступеней, а цоколь облицуют гранитом. Высотность здания увеличится до 10 этажей.
При этом Пушкинский сквер из-за увеличения здания в ширину станет уже примерно на шесть метров.
Авторы проекта предлагают добавить ещё один ярус галерее зрительного зала и дополнить фойе сводом, который изначально был в проекте 1939 года. Малый зал со своим фойе и театральным музеем предлагают разместить в цокольном этаже.
– Выбрать победителя было непросто. Никто в жюри не нашёл для себя идеальную работу. Любое решение могло оказаться для кого-то непопулярным, потому что все переживают за облик Воронежа. Проект Михаила Степучёва победил большинством голосов, но не абсолютным, мы много спорили. Но эта лучше всего справляется с необходимостью найти баланс между желанием сохранить театр и площадь Ленина в том виде, в каком мы привыкли, и удовлетворить запросы театральной труппы, увеличив объёмы. Из того, что было предложено, этот вариант большинству из нас показался самым подходящим. Эта работа выполнена максимально профессионально и максимально внимательно к контексту и деталям. Окончательное решение о судьбе театра примет губернатор Александр Гусев, – подвёл итог руководитель регионального департамента архитектуры и градостроительства Андрей Еренков.
Второе место члены жюри отдали Александру, Алле и Сергею Забниным, а третье – проекту Михаила Степучёва, Сергея Куцевалова и Дениса Маркина. Подробнее с концепциями финалистов конкурса можно ознакомиться здесь.
Будущее оперного театра обсуждают в Воронеже уже несколько лет. Здание, построенное в 1961 году, сильно обветшало. Износ конструкций достиг почти 60%. Варианты обновления предлагали разные. Например, снести старое здание и построить новое на набережной. Рассматривалась и реконструкция старого здания и его расширение за счёт пристройки или подземных этажей. Было даже экзотическое предложение перенести репетиционные помещения под землю – разместить их под площадью Ленина и накрыть стеклянной крышей.
В итоге остановилась на варианте глобальной реконструкции здания, которая фактически подразумевает снос старого театра и строительство нового, в целом повторяющего облик исторического здания, но учитывающего при этом современные требования к театрам.
Первые две концепции, предложенные властям летом 2020 года, жёстко раскритиковало архитектурное сообщество. Поэтому в декабре в регионе объявили конкурс на лучшую концепцию фасадов и интерьеров оперного театра.