Воронежский крематорий признали лучшим архитектурным проектом 2020 года

Эксперты посчитали, что авторы сумели передать сакральное назначение объекта.

6113
Вести Воронеж Елена Гончарова

Фото: Ольга Яковлева, Павел Стефанов

Воронежский крематорий признали лучшим архитектурным проектом 2020 года среди общественных сооружений. Итоги премии Russian Project 2020 в номинации «Архитектура» подвели в четверг, 8 апреля.

Онлайн-издание об искусстве, архитектуре и интерьерах Interior.ru включило воронежский крематорий в лонг-лист премии в конце февраля. До 19 марта продолжалось «народное» голосование, потом в отбор включились эксперты.

В описании проекта говорится, что авторы стремились передать в архитектуре сакральное назначение объекта. С мнением профессионалов согласились и участники голосования. За воронежский объект проголосовали около 1,1 тыс. человек. Остальные проекты представленные в подноминации «Общественные сооружения» сильно уступили крематорию по числу набранных голосов. На победу также претендовали винодельня на черноморском побережье, музейный комплекс «Зоя» в Подмосковье, комплекс Nordic SPA и визит-центр «Сарыкумские барханы».

Открывшийся в январе 2020 года возле Юго-Западного кладбища крематорий стал первым не только в Воронеже, но и во всём Черноземье. Планы строительства объекта горожане в 2017 году приняли в штыки – бурно протестовали на публичных слушаниях, устраивали митинги и подписывали петиции с требованием отказаться от проекта или перенести объект подальше от жилых домов. Особенно упорствовали кварталов «Скандинавия» и «Новый Бомбей», они категорически не хотели видеть из своих окон дымящие трубы крематория. Однако его всё-таки построили.

– Здание воронежского крематория – простое в плане, без какого-то ни было декора и намека на сиюминутные тренды. В основе – вечные принципы золотого сечения, точно выверенные пропорции, умиротворяющая симметрия, деликатная графика. Все это призвано отражать идею перехода человека в вечность. Эффект зеркальности удалось создать за счет отражений в воде искусственного водоёма. Кроме того, объем воды как бы отрывает здание от земли, наряду с четким ритмом колонн создавая ощущение покоя. Широкие дверные проемы и трехметровые двери с ручками на всю высоту не только поддерживают масштаб здания, но и создают безбарьерную среду. Как всегда, архитекторы постарались максимально использовать местные материалы, поэтому в проекте появился юрский мрамор из ближайшего к Воронежу карьера, – говорится в описании проекта в разделе конкурса Russian Project 2020.

Несмотря на то, что открытие крематория прошло без помпы, его заметили далеко от Воронежа. Сначала о здании написали в известном интерьерном журнале Elle Decoration. Работу архитекторов Павла Стефанова и Ольги Яковлевой авторы назвали «большим событием», а сам Павел обозначил спроектированный им крематорий «местом, где не просто прощаются с телом, а провожают человека в вечность». Журнал Strelka Mag оценил проект ещё выше и назвал его главным зданием сезона. А в январе 2021 года крематорий вошёл в список главных событий в российской архитектуре 2020 года по версии издания «Медуза». Журналисты назвали крематорий «прорывным проектом в траурной архитектуре».