«Катюша» и «Чёрная смерть». Как воронежцы помогли выиграть Великую Отечественную войну

Город выдержал 212 суток осады.

Миномёты «Катюша» и «Черная смерть» – именно так фашисты прозвали советские штурмовики Ил-2. Всё это в годы войны производили в Воронеже. Сам город выдержал осаду, которая продолжалась 212 дней и ночей. Немцы сумели захватить правобережную часть, но продолжить наступление так и не смогли. За стойкость и героизм защитников Воронежа ему присвоили звание «Город воинской славы». О том, какой вклад в Победу внесли воронежцы – с участниками тех событий и историками поговорила корреспондент «Вести Воронеж».

Военное положение здесь объявили в первый же день войны. Когда в границы Советского союза уже вторглись фашистские войска, Воронежская область стала одним из 24 регионов СССР, где Великая Отечественная началась и документально. Уже на следующий день – 23 июня 1941 года – была объявлена мобилизация. Впрочем, к этому времени в военкоматах, партийных и комсомольских организациях были уже тысячи заявок от воронежских добровольцев.

В первые дни войны в Воронеже приступили к серийному производству одного из главных орудий Победы – миномёта «Катюша». Начали испытания военной машины в марте 1941 года, а вот закончили, как раз, в канун начала Великой Отечественной. Один реактивный заряд «Катюши» был сравним с шестью противотанковыми гранатами – прямое попадание разносило на куски практически любую вражескую бронетехнику. Солдат противника оно поражало не только своей мощью – звуком. Из-за рёва «Катюши» даже прозвали «сталинскими органами».

Без прозвища не осталось и ещё одно мощное оружие – штурмовик ИЛ-2. Солдаты вермахта называли его «чёрной смертью». Первые серийные штурмовики также выпустили на авиационном заводе Воронежа ещё в феврале 1941 года. Впрочем, меньше, чем через год предприятие эвакуировали в Куйбышев – важный стратегический объект в Воронеже немцы стали бомбить одним из первых.

– Примерно полторы тысячи штурмовиков воронежцы сделали – это практически все. 98%, которые в 1941 году впервые были выпущены у нас в стране. И более тысячи сразу же были направлены на фронт, сформированы из них 50 полков штурмовой авиации. И половина «Катюш», около 300, тоже были выполнены в Воронеже, – рассказал историк и автор монографий по истории Великой Отечественной войны Виктор Шамрай.

До Воронежа фашисты добрались летом 1942 года – враг захватил почти всю правобережную часть города. Оккупированы были и западные районы области – Богучар, Острогожск и Россошь. Оборона Воронежа продолжалась 212 дней. За это время город был практически полностью разрушен.

В январе 1943 года Красная армия перешла в наступление, 25 января город был освобождён. На территории Воронежской области советские войска взяли в плен более 100 тыс. солдат и офицеров. Немцы, итальянцы, венгры – оружие здесь сложили армии и формирования семи европейских государств. Причём, по словам историков, огромные потери понесли именно союзники фашистской Германии.

– Разгром второй венгерской армии в многотонной истории Венгрии определялся как самое крупное военное поражение за тысячелетнюю историю этого государства. Около двух веков в Италии существовала элитная часть – альпийские стрелки, которые в горах сражались и планировали на Кавказе их применять. Они попали у нас здесь в Придонье и за почти 200 лет своей истории потерпели здесь самое крупное поражение. То есть альпийские стрелки за несколько недель боёв в районе Воронежа потеряли больше, чем за всю первую мировую войну, – сообщил военный историк Сергей Филоненко.

После боёв за Воронеж город было не узнать. Только по официальным данным он был разрушен на 96% – по словам очевидцев событий, полностью. Мрачные и заснеженные руины – это всё, что увидели воронежцы после возвращения.

Впрочем, пейзаж здесь – не самое страшное. Находиться тут было опасно даже после отступления противника – город был почти полностью заминирован. Всего только на территории Воронежа было почти 300 тыс. таких взрывных устройств. Именно поэтому, разминирование историки даже называют вторым освобождением города.

– Ни одного двора, ни одного подвала. Воронеж был просто напичкан минами. Мы только успевали еле-еле увозить. Мы грузили на полуторку весь металл и на «Коминтерн» – там «Катюши» уже продолжали делать. А потом мы из Воронежа пошли в сторону Острогожска, – вспоминает защитник Воронежа Митрофан Москалёв.

За развалины и пустыри воронежцы взялись почти сразу после возвращения в родной город. Только в 1944 году было построено больше 200 тыс. кв. м производственных и жилых площадей. Восстановление шло быстро – сначала на улицах не осталось воронок от бомб, потом стали работать почта, телеграф и телефон. Действовать стало и трамвайное сообщение. В городе построили временный Чернавский мост, но настоящую радость вызвал вновь функционирующий водопровод. Хозяйство поначалу пришлось вести в обломках. А в зданиях, которые удалось восстановить, начали появляться жилые углы и даже целые этажи.

Когда был освобождён Воронеж, министр пропаганды гитлеровской Германии Геббельс заявил, что большевикам понадобится не менее 50 лет, чтобы восстановить Воронеж. Менее чем за 15 лет из руин поднялся обновлённый к жизни наш город.

Массово День Победы в Воронеже отметили после того, как восстановили город. Раньше на это просто не было времени. К 20-летней годовщине, например, вокзал украсили огромными плакатами, фонарные столбы – флагами, а фотографии Героев Советского союза повесили на специальном стенде. Праздник, конечно, проводили и на площади Ленина. Под звуки духового оркестра именно отсюда, как и теперь, стартовал военный парад. Одни участники войны тут машут людям из украшенных лентами машин, другие – едут на мотоциклах. Финишная точка – стадион профсоюзов. Масштабы празднования поражают – трибуны заполнены зрителями, а поле – участниками войны. Уже после День Победы стал ежегодным праздником.

На фронт во время Великой Отечественной войны ушло около полумиллиона жителей области – тогда это почти седьмая часть всего населения. 300 тыс. не вернулись домой.